Почему в СССР поспешили забыть о подвиге экипажа, спасшего Ту-124 в Ленинграде
Решение о приводнении в акватории Невы было принято в чуть не ставшие последними секунды: отказал один двигатель, потом — второй, обрывалась связь с диспетчером, казалось — это все.
Фото, видео: www.globallookpress.com, Пятый канал
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
21 августа, ровно 55 лет назад, в небе над Ленинградом едва не произошла трагедия. На город мог рухнуть пассажирский самолет. Экипаж советского авиалайнера Ту-124, летевшего из Таллина в Москву, сумел предотвратить катастрофу и совершил просто невероятное, посадив многотонную машину прямо на поверхность Невы. Пассажиры не получили даже царапины.
Сейчас подобная история наделала бы много шума. Ведь это почти точь-в-точь как «Чудо на Гудзоне». Но советского блокбастера не получилось. И то, что сохранились редкие фотографии с места ЧП — уже чудо. Почему героический поступок летчиков упорно пытались стереть из памяти?
Владимир Цивинский — очевидец тех событий. Он часто приходит к Неве, долго вглядывается в нескончаемую вереницу крылатых машин, мысленно их сажает и помогает взлететь. Авиадиспетчер и на пенсии не может жить без самолетов. Но в далеком 1963-ем, он и думать не думал об авиации, все изменил один августовский день, который он не забудет никогда. В Ленинграде подвиг совершили советские летчики задолго до американского Гудзона.
— Я считаю, что они победили, их надо помнить, а то, что их забыли на долгие годы — неправильно, — говорит Владимир Цивинский.
21 августа 1963 года новенький самолет Ту-124 готовится к вылету из аэропорта Таллина. Пункт его назначения — Москва. Лайнеру всего год с момента начала эксплуатации, но он уже хорошо зарекомендовал себя на маршрутах небольшой дальности. Впервые у новой «Тушки» турбореактивные двигатели.
Борту «45021» разрешают взлет. Он отрывается от земли, как вдруг, один из приборов показывает, что передняя стойка шасси не убрана. Командир тут же сообщает о неполадке, а далее по инструкции, самолет должны вернуть в аэропорт вылета. Но над Таллином уже густой туман и садиться решают в Ленинграде. В аэропорту Шоссейная готовят полосу — аварийный борт начинает кружить над городом, вырабатывая топливо, иначе при жесткой посадке пожар неминуем.
Ту-124 находился в небе уже больше двух часов. Все попытки вручную выдвинуть передние шасси заканчиваются неудачно. Позже пилоты скажут, что они теряли драгоценное время. Им казалось, что керосина хватит еще как минимум на два круга, как вдруг отказывает левый двигатель, его запускают, он снова отказывает, через секунды и правый тоже перестает работать. Пропадает связь. В этот момент самолет находится прямо над Исаакиевским собором. У экипажа было всего 14 секунд для принятия решения: падать на город или…
В этот момент второй пилот закричал: «Нас спасет только Нева!». Лайнер резко теряет высоту и на одних только крыльях, в полной тишине — несется по направлению к воде — еще секунды и многотонная машина приводняется между двумя мостами — недостроенным тогда Александра Невского и Железнодорожным.
— Пробег у него был примерно к Финляндскому мосту. Скорость быстро погасил, потому что здесь встречное течение реки, — говорит очевидец того уникального приводнения, фотограф Юрий Туйск.
Сотни ленинградцев в тот день стали свидетелями воздушного трюка, но только благодаря этому человеку остались доказательства подвига. Юрий Туйск сделал снимки, которые чудом уцелели.
— Как только кто-то доставал фотоаппарат, то к нему тут же подходил милиционер, открывал фотоаппарат и засвечивал пленку, — рассказал Юрий Туйск.
Из пассажиров никто не получил даже царапины, да и сам самолет приводнился с минимальными повреждениями. Но Стране Советов не нужны были скандалы. Установка была четкой: наши самолеты — лучше всех, а значит ломаться и падать не могут.
Рассекреченные документы Северного территориального управления Гражданского воздушного флота публикуются впервые. За скупыми цифрами статистики прячется особая фраза — «из 61 вынужденной посадки 34 были совершены из-за конструктивных недоработок».
И только благодаря подвигу на Неве, Ту-124 конструкторы довели до ума. Оказалось, что дефектные болты на шасси были на семи самолетах этой серии, а уникальный случай приводнения с тех пор — это обязательная программа подготовки пилотов.
«Известия» стали первой газетой, которая написала о происшествии на Неве, обогнав на целые сутки «Правду». Эмоционально, и по- человечески, а не с оглядкой на пропаганду и цензуру, журналисты назвали летчиков — героями, а то, что они совершили — подвигом.
Набережная Невы в этом месте, в отличие от 1963 года, уже давно одета в гранит, а мост Александра Невского достроен. Однако нигде нет даже памятной доски о том, что именно здесь советские летчики, казалось бы в безвыходной ситуации, спасли жизни не только пассажирам рейса «Таллин — Москва» и жителям Ленинграда, а и тысячам пассажиров, которые летали на Ту-124 уже с исправленными конструкторскими недоработками.
85%
-0.26 103.94
-0.29