Канонир городских сигнальных орудий — одна из самых редких профессий в России. Полуденные выстрелы производят только в морских портах — Владивостоке, Севастополе и Санкт-Петербурге.
Фото: tassphoto.com
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
В Петербурге залпы из Петропавловской пушки — культовая традиция, закрепленная в уставе города. Петербуржцы сверяют по пушке часы, и артиллерийский расчет не может ошибиться не на секунду. На весь пятимиллионный Петербург всего лишь три канонира. Несмотря на редкость профессии, получить такую должность можно совершенно случайно, например, после увольнения из армии.
Когда Петербург только строился, в 1703 году, Петр Первый приказал пальбой из пушек оповещать жителей о любых мало-мальски важных событиях. Выстрел, как правило означал, конец или начало рабочего дня. Сам император, к слову, имел звание капитан-бомбардир, то есть был офицером артиллерии. Полдень стали отмечать выстрелом лишь в 1865 году. Традицию переняли у Севастополя. Но там она имела чисто практический смысл: на кораблях это был сигнал к обеду. По залпу пушек весь город сверял часы. Осенью 1872-го сигнальную пушку перенесли на Нарышкин бастион Петропавловский крепости, где орудия установлены и поныне. Изначально полуденный выстрел давали из 24-фунтовой короткой чугунной пушки, позже замененной на медную.
В дореволюционной России залпами оповещали жителей о рождении у царствующей династии детей или же о смерти монарха, заключении мирных договоров и других важных для города событиях. Традицию отменили в июле 1934-го. Но вновь возродили на 250-летие города, которое отмечалось 23 июня 1957-го. Через год на Нарышкином бастионе установили пушки, использовавшиеся при обороне Ленинграда в 1941–1944 годах, однако в 70-х для них закончились холостые снаряды, орудия заменили на советские гаубицы калибра 122 мм. Чтобы соблюсти секундную точность, в советское время был протянут электрокабель, по которому передавался сигнал точного времени.
Раньше пушками заведовали военные Ленинградского военного округа, сейчас орудия переданы в ведение Российской Оборонной Спортивно-Технической Организации (РОСТО). В их расчет входят сотрудники Государственного музея истории Санкт-Петербурга, отставные военные. Они носят военно-морскую форму. В обязанности канонира входит подготовка орудия и снарядов, а также проведение выстрела и помощь в его проведении почетным гостям. Полуденный выстрел проводили итальянский певец Робертино Лоретти, режиссер Паоло Соррентино, худрук цирка на Фонтанке Вячеслав Полунин, певица Эдита Пьеха, актриса Настасья Кински и многие другие. Канонир громко отсчитывает «Один, два, три, четыре, пять, огонь!» — на «Огонь!» и производится выстрел. Для этого нужно резко потянуть вниз спусковой механизм.
Несмотря на громкий звук, основная часть ударной звуковой волны приходится на гостей. Канонир же находится в так называемой «мертвой зоне». Помимо традиционных полуденных выстрелов сигнальные орудия в 87-м один за другим провели 21 залп, приветствуя крейсер «Аврора», возвращавшийся после ремонта из доков к месту стоянки. Дополнительный залп прозвучал в марте 1988-го года в 14:20 в честь появления на свет пятимиллионного жителя Северной столицы. Неурочные выстрелы пушка сделала в 1998-м в день привоза останков царской семьи в Петропавловскую крепость, и еще раз — в день их захоронения. В 2001-м одновременным выстрелом сразу из двух пушек Петербург встретил Новый год.
85%
-0.26 103.94
-0.29