Последний император кинематографа: ушел из жизни Бернардо Бертолуччи.

Легендарного режиссера не стало на 78-м году жизни.

Фото, видео: www.globallookpress.com, Пятый канал

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

Печальную для мира искусства новость сообщили итальянские газеты Corriere della Serra и Repubblica. Последние годы жизни великого режиссера были омрачены тяжелой болезнью, мешавшей ему заниматься любимым делом — после выхода «Мечтателей» в 2003 году, единственной картиной, снятой с тех пор, стала лента «Я и ты» 2012 года, представленная на Каннском кинофестивале. За плечами маэстро — головокружительная карьера, пламенное увлечение идеями коммунизма и 9 премий «Оскар» за всего лишь один из снятых им шедевров.

www.globallookpress.com

К «святой крови» искусства Бернардо приобщился смолоду, благодаря своему отцу, Аттилио Бертолуччи, поэту и кинокритику. Тот поощрял увлечение сына кинематографом, часто беря его с собой на просмотр классических лент Джона Форда, Стэнли Кубрика и других режиссеров, оказавших на будущего гения решающее творческое влияние.

Уже в 16 лет встает по другую сторону кинокамеры, снимая любительские ленты на 16-мм пленке. Впрочем, первая слава ожидала Бертолуччи на поприще поэзии: сборник стихов «В поисках тайны», написанный им во время обучения на философском факультете Римского университета, получил престижную Национальную литературную премию. Именно тогда, на почве совместного увлечения поэзией, Бернардо знакомится с готовящимся дебютировать в кино поэтом и сценаристом Пьером Паоло Пазолини.

Драма «Аккатоне», повествующая о жизни римских трущоб в духе итальянского неореализма, стала первой серьезной школой кино для Бертолуччи — он работал ассистентом Пазолини, которого впереди ожидает не менее впечатляющая карьера. Набравшись опыта и вдохновляясь французской «новой волной» и левыми идеями, Бернардо снимает свой режиссерский дебют «Костлявая кума» (1962), а затем и «Перед революцией» (1964). Оба фильма были кисло приняты итальянской критикой, зато привлекли внимание зарубежных киноведов. Одним из тех соотечественников, кто разглядел в Бертолуччи недюжинный талант, был великий Серджио Леоне («Хороший, Плохой, Злой», «Однажды в Америке»).

www.globallookpress.com

С прозорливостью гения он объединил в работе над сценарием «Однажды на Диком Западе», своего magnum opus в жанре вестерна, сразу двух восходящих талантов — кинокритика и будущего режиссера самых изысканных фильмов ужасов Дарио Ардженто и Бертолуччи, большого поклонника классических вестернов Джона Форда и Говарда Хоукса.

Мировая известность пришла к Бернардо после «Конформиста» по одноименной повести Альберто Моравиа. Потрясающей силы картина о психологических истоках фашизма в человеческой душе утвердил на кинематографическом Олимпе новую фигуру: усложненная конструкция повествования, филигранный монтаж и великолепная работа со светотенью и цветом оператора Витторио Стораро объединены воедино в «Конформисте» рукой настоящего мастера. Фильм оказал решающее влияние на ведущих режиссеров Голливуда — Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола лично признавались в этом Бертолуччи. Успех картины позволил Бернардо приступить к реализации своего самого главного и одновременно наиболее скандального шедевра во всей фильмографии. Им стало «Последнее танго в Париже».

www.globallookpress.com

Эта изысканная гремучая смесь философии и эротики непостижимым образом балансирует над гранью, отделяющую искусство от пошлости. Фильм, повествующий о токсичной для обоих вспышке страсти между обезумевшего от горя вдовцом из Америки и юной парижанкой стал не только откровением в кинематографе, раздвинув до предела границы показываемого на экране, но и источником скандалов на родине режиссера и по всему миру.

«Последнее танго в Париже» привело к поражению в гражданских правах Бертолуччи, получившего условный срок за «производство и распространение порнографии». Но это лишь подогревало зрительский интерес к картине. «Последнее танго в Париже» в одних только США тридцатикратно окупило свой бюджет, дав режиссеру карт-бланш на следующую постановку любого масштаба и сложности.

Коммерческий успех ленты сопровождали дифирамбы кинокритиков: Полин Кейл, гуру американской киноведческой прессы, назвала выход «Последнего танго» на экраны событием, сравнимым с премьерой «Весны священной» Игоря Стравинского. Тягучий эротизм «Последнего танго в Париже» продолжает будоражить сознание общественности до сих пор: скандалы, связанные с деталями съемочного процесса, не сходили с газетных заголовков практически до самой смерти режиссера.

www.globallookpress.com

Историческая эпопея «Двадцатый век» стала квинтэссенцией увлечения режиссера коммунистическими идеями. Непростая история о дружбе крестьянского сына и барчука, усложненная мотивами классовой борьбы и войной, объединила на экране двух суперзвезд мирового кино, Роберта де Ниро и Жерара Депардье. Эпическая картина (почти пять с половиной часов длиной) была одним из центральных событий Московского кинофестиваля 1977 года, где была показана вне конкурса, для чего в столицу СССР приехал сам режиссер. К слову, Бертолуччи был неоднократным гостем нашей страны, водил дружбу с Никитой Михалковым и Андреем Кончаловским и даже вступался за опальную картину последнего («История Аси Клячиной»).

Новым этапом в карьере Бертолуччи стал его «космополитический период», когда он, разочаровавшись в кинопроизводстве на родине, взялся за экзотические сюжеты. Расчет оказался верным. «Последний император», повествующий об удивительной биографии Пу И, последнего представителя императорской династии Китая, которому суждено было стать марионеткой сначала в руках его подданых, затем японских оккупантов, быть взятым в плен советскими солдатами и пройти политическую «перековку» в коммунистическом Китае. На церемонии вручений премий «Оскар» в 1989 году «Последний император» стал абсолютным триумфатором, взяв 9 статуэток, включая главные, за лучший фильм и режиссуру.

www.globallookpress.com

Бертолуччи продуктивно работал в кино вплоть до самого конца XX века, пока не столкнулся с серьезными проблемами со здоровьем. Уже во время съемок ностальгической картины «Мечтатели», вышедшей на экраны мира в 2003 году, режиссера начали беспокоить боли в спине. Мэтр временно отошел от кинематографа, вернувшись по ту сторону камеры в 2012 году с интимной и камерной драмой «Ты и я», которую первоначально собирался снимать в 3D, вдохновившись примерами молодых коллег.

Таким Бертолуччи был всегда — настоящим человеком мира с незашоренным взглядом, не знавшим на своем пути никаких преград, будь то языковые барьеры или рамки иной культуры. Актриса и режиссер Стефания Казини («Суспирия», «Живот архитектора»), игравшая в картине Бертолуччи «Двадцатый век», поделилась с «Пятым каналом» воспоминаниями о работе с маэстро кинематографа:

- Бертолуччи был — мне мучительно говорить о нем в прошедшем времени — великим режиссером. Я тоже знаю, как выстроить с исполнителем роли близкие отношения, чтобы добиться от него того, чего требует режиссер, той драгоценной экспрессии и чистоты эмоций. Но, помимо этого, он был крайне щедрой личностью, чуткой и понимающей актерские нужды, он по-настоящему любил актеров. Для меня его смерть — опустошающая потеря, потеря друга, мастера и части моей жизни, - рассказала Стефания Казини.

Бернардо Бертолуччи — многократный лауреатр «Оскара», Почетной «Золотой пальмовой ветви» и ряда других престижных наград. Ранее «Пятый канал» сообщал о смерти худрука петербургского театра «Суббота» Юрия Смирнова-Несвцикого.

www.globallookpress.com

Ранее Пятый канал рассказывал о смерти худрука театра «Суббота» Юрия Смирнова-Несвицкого.



Последние новости

5:52
5:40
5:20
5:00
4:40
4:20

Сейчас читают