Репортаж: Пустеющая Прибалтика выставила России счет за «оккупацию СССР»
В Латвии озвучили сумму, которую РФ должна за «убытки от оккупации Советского Союза».
Фото, видео: Пятый канал
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Отличительная черта прибалтийского истеблишмента, как известно, во всем винить Россию. Мы и захватить их планируем, и козни всяческие чиним, и палки в колеса успешного евро-развития вставляем. И то, что треть населения стран Балтии уехало за границу в поисках лучшей жизни — виноваты тоже мы.
Не стоит и говорить про «разрушительные», по их мнению, последствия пребывания трех республик в составе СССР. Периодически из разных мест Прибалтики слышались разрозненные призывы заставить Россию заплатить за содеянное. На прошедшей неделе этот хор зазвучал в унисон: в Риге прошла Всебалтийская конференция, где эксперты подсчитали и озвучили сумму, которую «должна» Россия. Это сотни миллиардов долларов — за такие деньги можно разом решить все проблемы не только Прибалтики, но и еще десятка подобных государств. Андрей Захаров в своем сюжете рассказал о странной методологии подсчета.
— Просто зарегистрироваться можно?
— Можно, но без камеры, — так встречают корреспондентов на «убыточной» конференции.
Международная конференция в Минюсте Латвии «Убытки от оккупации СССР» настолько секретна, что даже рижские делегаты поначалу не в курсе о каких суммах идет речь.
— У вас собственных расчетов собственных нет? Ну там цифры примерные?
— Ну цифры дело относительное. Трудно посчитать, — отвечает Андрею Захарову латвийский депутат Петерис Симсон.
За них все посчитали литовские братья по борьбе за советские репарации.
— По нашему подсчету от 2000 года потери оставили около 20 миллиардов долларов, сейчас это приблизительно 23 миллиарда евро, — заявляет Роналдас Радчинскас, исполнительный директор международной комиссии Литвы по преступлениям нацистской и советской оккупации.
Свои миллиарды вставят и Эстония с Польшей, а министры юстиции импровизированного союза по выбиванию компенсаций у России подпишут совместное заявление. Оно гласит: «Признать оккупацию, выплатить репарации с девятью нулями». Доказательства — железнее некуда.
— Они взяли эту разницу: что было бы, если бы Латвия росла как Финляндия? И насчитали здесь 400 миллиардов евро, — комментирует подсчеты прибалтов инженер Алексеев, изобретатель самой успешной модели завода «Радиотехника», на котором в Латышской ССР собирали треть всех приемников и магнитофонов СССР.
Но заветного роста сбросившей оковы клятой советской оккупации после 91-го не произошло да так и не происходит.
— Вот эта кривая развития последних 28 лет скорей напоминает кривую развития какого-нибудь Сомали. Они сейчас усиленно ищут, как бы объяснить: почему ни черта не получается, — поясняет Алексеев.
В бывших корпусах еще одного гиганта радиоэлектроники — завода ВЭФ, — теперь торгуют одеждой, а цеха «Саркана звайгзне» превратились в развалины. Малая родина знаменитого мопеда «Рига» продержится дольше остальных. Завод успел выпустить новые образцы автомототехники и после СССР, но после госреформ 1998-го тоже спел лебединую песню.
Знаменитый шлягер Джо Дассена «Если б не было тебя» на четверть века пережил своего ровесника — микроавтобус «РАФ 2203 Латвия». Под эту модель в плодовитом не только на музыку 76-м вводили новый завод в Елгаве на 17 тысяч машин в год.
— В 32 странах мира пользуются заслуженной популярностью микроавтобусы Елгавского завода «РАФ», — рассказывает диктор кинохроники тех лет.
Сейчас на его месте пустой бизнес-центр. Все что осталось от автогиганта Прибалтики в частной коллекции реставратора Руслана Григоровича — пара РАФиков и фото с его прототипами, опередившими свое время.
— В 93 году был РАФ-СТИЛС. Похожие модели по дизайну производили в Японии я посмотрел в 2000-х годах, — рассказывает Руслан Григорович реставратор.
Когда-то завод Химволокна был градообразующим предприятием Даугавпилса, второго по величине города Латвии. Молодыми девушками Валентина и Раиса приехали по кирпичику строить здесь светлое будущее, от которого на их пенсии не оставят и камня на камне.
— Это боль сердечная, это невозможно, — не в силах сдержать эмоции Валентина.
Каждый квадратный метр этого завода был заполнен передовым для своего времени оборудованием. Все оно в 90-е было отправлено на металлолом. Все, что не смогли раскурочить вручную, сейчас дожидается тяжелой техники.
В заброшенные цеха второго на весь СССР производителя кордовой нити, где с 60-х трудилось 10 тысяч человек, пенсионеры приходят как на кладбище. В 90-е правительство за один лат продаст завод компании из Сингапура.
— Я отработала 35 лет на заводе. Квартиру получила, однокомнатную, потом трехкомнатную — семья расширилась. Я все получила. Детей выучила здесь, — рассказывает Раиса Максимова.
Полупустые города, брошенные поселки и умирающие деревни: с уходом так называемых советских оккупантов из страны массового утекает молодежь. За годы независимости Латвия потеряла треть населения и продолжает терять. Но вместо того чтобы заняться проблемами, властям удобнее вымаливать репарации и оголтело давить на национальную идентичность.
Ранее Пятый канал рассказывал, как в Риге прошло шествие экс-легионеров «Ваффен-СС».