Почему лакшери — это больше не модно? На примере скандала Рудковской и Дакоты
Стоит ли в 2020-м гнаться за брендовыми вещами и тратить деньги, чтобы показать всем, что они у вас есть.
Фото: Instagram @rudkovskayaofficial
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
В сети почти неделю обсуждают розыгрыш сумок Louis Vuitton с участием Яны Рудковской. Конкурс работает по принципу блогерского круга: для участия в лотерее необходимо подписаться на 37 организаторов, в числе которых Ольга Бузова, Анна Хилькевич и Регина Тодоренко, и первым ответить на историю в аккаунте звезды.
Почему поссорились Яна Рудковская и Рита Дакота?
По замыслу организаторов это выгодно всем: спонсоры за небольшой вклад в приз получают огромный прирост аудитории, а позже — предложения рекламодателей. А участники получают мизерную возможность выиграть приз и большое количество блогеров в подписках.
Среди приглашенных звезд конкурса также была Рита Дакота. По словам певицы, организаторы предложили ей сходить в бутик Louis Vuitton и сфотографироваться с сумками бренда для фото к посту о конкурсе. Что девушка и сделала. Но после публикации фото Дакоте пришлось общаться с представителями бренда и Яной Рудковской.
Выяснилось, что Дакота выбрала «не ту» локацию в брендовом магазине. Видите ли, в Louis Vuitton есть отдельные апартаменты для VIP-персон, которые делают компании оборот в миллион евро в год. Именно в этом месте Дакота и сделала свое фото. А раз она не VIP-персона — получай скандал. Представители бренда и Рудковская посчитали, что Рита зашла не на ту территорию. Как утверждает Дакота, Рудковская по телефону сказала ей, что певица выглядит «дешмански».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Дакоту поддержали певица IOWA. Сати Казанова, Айза Анохина, Виктория Лопырева, Ида Галич и другие звезды. На странице Яны Рудковской появился пост, где продюсер заявила, что Дакота повела себя «неэтично, непрофессионально и некрасиво». В комментариях множество пользователей отметили, что им дорогие сумки не нужны. У подписчиков возникли вопросы — а чем VIP-клиенты отличаются от обычных покупателей и стоит ли в 2020-м тратить деньги на люкс?
VIP-комнаты для постоянных клиентов существуют во многих бутиках, рассказывает историк моды Анатоль Вовк. По его словам, так бренд создает стимулирующие условия для покупок своим постоянным клиентам. Но стоит ли делать упор на эксклюзивность в эпоху падения продаж в luxury-сегменте, учитывая тенденцию к демократичности?
В 2018 году продажи рынка товаров люкс увеличились на 6%, сообщает консалтинговая компания Bain & Company. Во многом это произошло благодаря смене курса компаний — бренды ориентируются на покупателя среднего класса. Но многие аналитики уверены, что люкс умирает. Это произошло по нескольким причинам.
«Уличные» бренды вышли на подиумы
Всего несколько лет назад мировые подиумы были монополизированы Chanel, Gucci, Prada и Bottega Veneta. В 2010-х к модным критикам и звездам присоединились молодые инфлюенсеры из социальных сетей. Они отдавали предпочтение более демократичным маркам, ориентированным на молодую аудиторию — Off-White, Vetements, Balenciaga, Palm Angels. Интерес к модным коллекциям люксовых брендов в России остался у старшего поколения, куда входят звезды эстрады и герои светской хроники нулевых. Но продлилось это недолго: уже в конце 2010-х молодые звезды начали выходить на красные дорожки в одежде именитых брендов.
Случилось то, что в середине ХХ века было немыслимым — моду стали диктовать не люксовые бренды, а их «младшие» братья. Отслеживая тенденцию на демократичность, luxury-сегмент снизил цены и расширил ассортимент. Так в люкс пришли музыканты и блогеры, которые успешно сочетают демократичную одежду и дорогие аксессуары.
Звезды не кичатся богатством
Одним из первых большие заработки начал «скрывать» Стив Джобс. Вряд ли бы вы подумали, что это один из богатейших людей на свете, если бы встретили его на улице. Он надевал черный джемпер и обычные джинсы Levi’s на каждую презентацию Apple и таким образом акцентировал внимание на простоте созданных компанией продуктов.
Создатель Facebook Марк Цукерберг тоже не демонстрирует богатство и появляется на публике в однотонных футболках и брюках неизвестных брендов. По словам Цукерберга, его гардероб состоит из одинаковых вещей. Стиль Марка Цукерберга часто подвергается критике. Некоторые даже проводят эксперименты: так журналист одного американского издания попробовал четыре дня проходить в одинаковой одежде. Он пришел к выводу, что в худи не замерзнешь в офисе, но одеваться одинаково каждый день — скучно.
Сегодня среди людей становится все меньше классового деления. В Европе это развито больше: например, самый богатый человек в Равенне ездит на велосипеде и одевается очень просто — по нему не скажешь, что он владеет миллионами евро.
Эльвира Патракеева
Исследователь моды, фэшн-консультант—Тенденция миксовать люкс и масс-маркет приходит и в Россию, потому что мы стремимся к минимальному потреблению. Мода сейчас приходит не сверху, как это было раньше, а снизу — из стритстайла, от блогеров. Есть люди, которые задают тренды, те, кто быстро поддерживает тренды, тренд выходит в массы, а уже потом он доходит до «отстающих» — к примеру, тех, кто сейчас хочет купить кроссовки Balenciaga Triple S.
Королевским особам тоже по нраву простота и скромность. Точнее, им-то, может быть, все равно, какие вещи носить. А вот публика, когда видит королей и королев в относительно дешевых нарядах, начинает благосклоннее относиться к налогам на содержание короны.
Меган Маркл и Кейт Миддлтон часто появляются на неформальных приемах в одежде демократичных брендов. Например, в январе Кейт Миддлтон надела платье Zara в рамках визита в Брэдфорд. Естественно, подобное платье было раскуплено в считанные минуты.
В России к таким звездам можно отнести Ксению Собчак. Несколько лет назад Ксения появлялась на публике в брендовой одежде и поддерживала логоманию. В 2020-м журналистка носит одежду молодых российских брендов Walk Of Shame, Lesya Nebo и I AM STUDIO. Недешево, да, но не вызывающе «дорого-богато».
Пример другой стороны. Яна Рудковская регулярно демонстрирует на странице в Instagram одежду и аксессуары от Louis Vuitton, Dior и других брендов. В ответ комментаторы обвиняют ее в снобизме и желании показать свое преимущество перед менее обеспеченной аудиторией. Сама Яна иронизирует над богатством и возможностью покупать люксовые вещи.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Знаменитости делают доступные коллекции одежды
Все чаще звезды не только надевают одежду и обувь демократичных брендов, но и создают собственные коллекции. В 2013-м стало известно, что американский ритейлер одежды для подростков PacSun сделает коллекцию, над которой поработают сестры Кендалл и Кайли Дженнер. Коллекция доступна для покупки, в нее входят спортивные топы и легинсы, а также короткие майки и шорты в стиле сестер Дженнер. Сводная сестра Дженнеров Ким Кардашьян и вовсе запустила собственный бренд нижнего белья Skims. Основная позиция бренда — обеспечить нижним бельем женщин любого телосложения по доступной цене.
Еще один из примеров — сотрудничество Adidas и Канье Уэста. В копилке коллабораций Adidas — совместная коллекция с Бейонсе и работа с брендами Raf Simons, Prada и Alexander Wang. Сегодня за кроссовками из коллекций прошлых лет гоняются не только байеры известных людей, но и реселлеры, которые предлагают винтажные модели с наценкой.
Появилось много подделок
Популярные видео на YouTube из серии «Сколько стоит твой шмот?» набирает сотни тысяч просмотров. В них регулярно появляются не только столичные модники, но и одетые в дорогие бренды подростки. Некоторые их них рассказывают, что одежду им купили родители, а кто-то открыто признается, что носит подделку или реплику — вещь, сделанную по мотивам оригинальной. Рынок подделок настолько разросся, что часто даже эксперт не отличит оригинальный товар от копии. А еще одну нишу занимает масс-маркет, который практически копирует вещи с показов и продает по бюджетной цене.
Эльвира Патракеева
Исследователь моды, фэшн-консультант— Есть товары-имитаторы — те, которые немного отличаются от оригинального, их можно найти в масс-маркете. Они сейчас занимают привилегированное положение в сфере моды, потому что они имеют собственный бренд и цену ниже оригинала. Кроме того, они доступны. Пример таких товаров — сумки-пельмешки Bottega Veneta, которые вышли два года назад. Масс-маркет магазины начали делать копии, а стилисты, блогеры и их подписчики начали эти сумки скупать, потому что на оригинал выстроилась большая очередь из желающих приобрести. Товары-имитаторы лучше подделок — ты так или иначе носишь оригинальный бренд. В этом случае обвинять человека в том, что он носит подделки, нельзя.
Одежда из масс-маркета, в свою очередь, тоже копируется и продается на виртуальных площадках товаров из КНР — AliExpess, Shein, Taobao.
В итоге эксклюзивность брендовой вещи теряется, а улицы наполняют люди в копиях. Люди отдают предпочтение копиям из-за цены, доступности и дизайна. Зато если в ношении копии уличат более-менее влиятельного в обществе человека, его репутация будет запятнана.
Эльвира Патракеева
Исследователь моды, фэшн-консультант— Подделки — это такая «скрытная» тема в мире моды. Рынок подделок огромен, но при этом он тайный, потому что люди не хотят признавать, ведь это может повредить их социальному статусу или положению в обществе. Тем не менее, подделки — не абсолютное зло. Это отдельная сфера со своими технологиями, маркетингом и рынком сбыта. Подделки все еще являются рекламой брендов, как бы бренды того не хотели. Даже случай с Яной Рудковской и Ритой Дакотой — это реклама бренда, черный пиар. Из-за быстрого производства и доступности подделок, они распространены как раз среди потребителей масс-маркета и людей, не заинтересованных в брендах.
Рынок подделок стимулирует производителей защищать оригинальный товар, отмечает Эльвира. Поэтому разрабатывают новые технологии, например, прибор Entrupy. С его помощью можно сделать фотографии материала, фурнитуры, подкладки, других деталей и сделать заключение о подлинности изделия. Для предотвращения фейка разрабатывают сложные дизайны. Так что рынок подделок в какой-то степени даже стимулирует разработку новых технологий.
Выходит, что брендовая одежда сегодня нужна только тем, кто все еще доказывает преимущество над окружающими с помощью внешнего вида или поддерживает деление на классы в зависимости от финансового обеспечения. Тем не менее, если вы знаете, что брендовая одежда принесет вам положительные эмоции и не ударит по кошельку, то порадовать себя вам никто не запрещает.
85%
-1.08 106.54
-1.42