Сим-сим откройся! Хакеры взломали десятки тысяч пунктов выдачи интернет-заказов
Новый год подпорчен у всех, кто ждал свои покупки у постаматов одной из компаний. Кто обязан компенсировать дыру в системе безопасности?
Фото, видео: depositphotos/ shmeljov; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Сразу в нескольких российских регионах произошло то, чего боятся все клиенты интернет-магазинов: тысячи покупателей остались без посылок, за которые уже заплатили.
Хакеры взломали постаматы службы доставки. В результате сбоя ячейки распахнулись настежь и Новый год для некоторых россиян наступил раньше положенного — содержимое постаматов разворовали в считанные часы. Егор Кильдибеков оценил последствия масштабной кибератаки.
Это аттракцион невиданной щедрости. Стопроцентные скидки от интернет-магазинов. Даже для тех, кто ничего не заказывал. Как по волшебству, одна за другой распахнулись ячейки постаматов. день открытых дверей жителям Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других крупных городов устроили хакеры.
«Сами открываются?»
«Да! Взломали систему».
«Восстание машин» добавило работы не только специалистам по кибербезопасности, но и сотрудникам торговых центров.
«Я раз вышла, закрыла. Потом у нас уборщица, которая убирает, закрыла. Потом девочка из рыбного отдела вышла, закрыла. Потом приходили сами люди, которые хотели получить этот товар, тоже закрывали, но буквально через три минуты они открывались сами».
Но многим заказы получить так и не удалось. И дело не ограничилось только потерей времени и денег, пострадала деловая репутация. Игорь Шурпач, фотограф из Москвы, заказал фотокниги для клиентов почти на 150 тысяч рублей. А вот забрать и передать владельцам не может до сих пор.
«Там была презентация, эти книги мне были нужны. Мне нечего сказать людям. И вряд ли они будут слушать мои оправдания, что какой-то шкаф не работает», — разводит руками молодой человек.
По подсчетам специалистов, хакеры атаковали четверть постаматов компании. А это без малого три тысячи терминалов. Судя по этому предупреждению, это один из постаматов, которые были взломаны. Здесь 66 ячеек. То есть, если предположить, что каждое устройство имеет примерно такую же вместимость, это около 200 тысяч открытых ячеек. И если бы из каждой из них исчезла посылка, сумма ущерба исчислялась бы десятками миллионов.
Большинство посылок стараниями очевидцев удалось защитить. Правда, до адресатов дошли не все. Часть из них зависла в терминалах, которые пока не удалось разблокировать.
«Сказали, что терминалов очень много, людей мало, неизвестно, когда починят. Продлили только срок хранения моего заказа, больше как бы ничего в ответ я не услышала. Все остались без подарка, а я без денег», — говорит пострадавшая Сесилия Зверева.
И пока одни ищут свои посылки, другие ищут организаторов щедрой акции. Руководство логистического сервиса уже подготовило заявление в полицию.
«Мы естественно компенсируем 100% затрат стоимости товаров их законным владельцам. Скорее всего это интернет-магазины или получателям, которые уже оплатили свои товары», — говорит гендиректор компании Надежда Романова.
Кто устроил эту акцию — пока неясно. По одной из версий — виноваты конкуренты, которые наняли взломщиков, чтобы дискредитировать компанию и выдавить ее с рынка. По другой — развлечься, а заодно и заработать решили хакеры.
«Понятно, что там было множество мародеров, которые просто воспользовались тем, что такая произошла ситуация, но не исключено, что сообщники хакеров тоже среди них были», — уверен гендиректор компании-разработчика средств информационной безопасности Алексей Раевский.
Теперь логистической компании придется компенсировать стоимость всех заказов, которые не получили клиенты.
86%
0.46 106.08
0.27