102 года назад в Германии запустили первую пассажирскую авиалинию в мире.
Фото: Kinopisk.ru
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Рынок пассажирских авиаперевозок начал развиваться после окончания Первой мировой войны. Чтобы не упустить момент, было решено использовать сохранившиеся военные самолеты. На создание полноценных пассажирских авиалайнеров требовалось время и инвестиции, а спрос на быстрые перевозки рос, ведь после войны началось активное передвижение людей по миру. Кто-то возвращался домой после службы, кто-то переезжал в поисках лучшей жизни.
До идеи запуска пассажирских авиалиний люди передвигались по миру на поездах и кораблях. Океан пересекали на крупных лайнерах а-ля «Титаник». На тот момент он был самым быстрым пассажирским кораблем и должен был доплыть до западного побережья за неделю. Современный человек подумает, что это очень долго, но учитывая услуги на таких лайнерах, путешествия превращалось в полноценный отпуск. Как появилась первая пассажирская авиация и развивалась доступная всем авиация, рассказывает 5-tv.ru.
Как появились первые пассажирские авиалинии?
Первопроходцем регулярных пассажирских авиаперевозкок считается Германия. Хотя первый коммерческий рейс с пассажиром на борту был реализован еще в 1914-м во Флориде, США. Летающая лодка-биплан Benoist XIV вылетела из города Сент-Питерсберг и приземлилась в Тампе спустя 23 минуты. На борт поднялся бывший мэр Сент-Питерсберга Абрам Фил. Он заплатил за перелет 400 долларов (в пересчете на современные деньги около десяти тысяч долларов — Прим.ред). Эта сумма кажется сумасшедшей даже по меркам нашего времени. Сейчас за эти деньги можно приобрести билет на трансатлантический рейс одной из ведущих авиакомпаний мира в первый класс со всеми возможным привилегиями.
Примерно так выглядел AER J, выполнивший рейс из Берлина в Веймар. На фото гидросамолеты времен Второй мировой войны.
Первый рейс из Берлина в Веймар состоялся 5 февраля 1919-го. На борту бывшего военного штурмовика AEG J. был всего один человек. Самолет принадлежал компании Deutsche Luft-Reederei GmbH (DLR), а на его корпусе был нанесен логотип — взмывающий в небо журавль. В 1926-м в результате объединения транспортной группы Deutsche Aero Lloyd и автопромышленного концерна Junkers Luftverkehr, появилась авиакомпания Lufthansa. В качестве логотипа взяли прототип журавля DLR и желто-синие цвета Junkers. В наши дни пролететь по историческому маршруту не получится. Рейса из Берлин в Веймар уже не существует. В городе нет аэропорта и все, кто хочет до него добраться, прилетают из столицы в соседний Эрфурт.
Первые рейсы совсем не были похожи на те, к которым привыкли современные люди. Кабина штурмовика была открыта, поэтому перед посадкой в пассажирскую кабину, люди надевали летные комбинезоны, шлемы, очки и меховые унты. Конечно, было не так холодно, как героям фантастического фильма «Экипаж» во время перехода с одного самолета на другой. Лайнеры летали на высоте 4,5 тысячи метров, а сейчас уже выше десяти тысяч.
Уже в апреле 1919-го появилось второе пассажирское направление из Берлина в курортный город Варнемюнде на берегу Балтийского моря. От Германии другие европейские страны тоже не отставали. В тот же год появилась первая международная пассажирская авиалиния из Парижа в Брюссель компании Lignes Aeriennes Farman. В эксплуатацию ввели самолет-биплан Фарман F-60 «Голиаф». Он вмещал 12 пассажиров и членов экипажа. Полет длился 2 часа 50 минут, а сейчас такое расстояние можно пролететь за 55 минут.
Уже 13 октября 1919-го в столице Франции была подписана Парижская Конвенция о регулировании воздушных передвижений. Тогда такими вопросами занималась Лига Нацией — предшественница ООН.
Когда пассажирские самолеты стали похожи на современные лайнеры?
К началу 20-х в Европе появилась уже целая сеть пассажирских линий. Рос спрос среди населения. Переделанные военные бомбардировщики уже не справлялись с пассажиропотоком из-за узкого фюзеляжа. Они не могли вместить большое количество людей. Также пассажирские самолеты того времени были невыгодны из-за большого расхода топлива и как следствие, высоких цен на билеты. Перелет из Лондона в Париж стоил 21 фунт (в пересчете на современные деньги около 2,5 тысячи долларов — Прим.ред). Сейчас можно долететь менее чем за 100 долларов в одну сторону. Также для организации регулярных рейсов нужно было строить аэропорты, службы связи и создавать другие необходимые условия.
В 20-е Imperial Airways запустили рейсы в Южную Африку из Лондона. На корабле до нее добирались несколько недель, а на самолете за несколько дней с остановками на ночь. Из Лондона в Индию летели шесть дней, а до Австралии десять. На борту даже организовали бар и обед из семи блюд. Стоимость билетов на такие дальние перелеты не превышала 21 тысячи современных долларов.
Авиакомпании начала XX века нуждались в государственных субсидиях, иначе развитие пассажирских перевозок могло замедлиться. Для обеспечения авиалинии Лондон-Париж английская авиакомпания Imperial Airways закупила двухмоторные самолеты Хендли Пейдж W8B, которые вмещали до 12 человек. Пассажиры сидели в общей кабине по шесть человек в два ряда, они могли вытянуть ноги и открыть окна в жаркую погоду. Также появился багажный отсек. Двигатель работал с меньшим числом оборотов и как следствие, расходовали меньше топлива. Это было комфортно и для пассажиров, их не так сильно трясло. Такие самолеты выполняли регулярные рейсы с 1922-го по 1932-й.
Самолет Douglas DC-3 в наше время.
В 1936-м в воздух поднялся американский самолет Douglas DC-3, он мог перевозить до 30 пассажиров, а ширина сиденья была 45 сантиметров. Этот самолет уже можно назвать родственником привычных нам Boeing и AirBus. Именно с него начала развиваться пассажирское авиастроение. Douglas был калькой для усовершенствования моделей самолетов.
Когда самолеты начали летать через океан?
Газета Daily Mail, видимо, решила разыграть своих читателей и предложила вознаграждение в десять тысяч фунтов стерлингов тому, кто пересечет Атлантический океан на самолете за 72 часа. Конкурс объявили в 1913-м, добровольцев было немного, а спустя год после начала Первой мировой войны его приостановили. Но неуемные журналисты вернулись к затее в 1918-м. Вызвались два опытных пилота Джон Алкок и Артур Браун. В качестве подрядчика выступила компания Vickers, на переделанном военном бомбардировщике которой, они отправились в рискованное путешествие. Летчик долго не могли решиться на полет из-за неподходящих метеоусловий, но 14 июня 1919-го стартовали из канадского города Сент-Джонс в ирландский Клифден. Полет занял 16 часов 28 минут. Таким образом два отважных пилота положили начало формированию пассажирских трансатлантических перелетов.
Летчик Черльз Линдберг.
В 1927-м летчик Чарльз Линдберг совершил одиночный полет на одномоторном самолете из Нью-Йорка в Париж. Перед взлетом американская пресса окрестила Линдеберга «летающим идиотом», но взяла свои слова обратно, когда он успешно приземлился во французской столице 21 мая. Благодаря ему воротилы авиации поняли, что стоит развивать трансатлантические перелеты. В 30-х самым популярным самолетом был Форд Тримотор или «оловянный гусь» с корпусом из металла. Тогда самолеты оборудовали всеми привычными нам убранствами: комфортными сидения и даже кроватями. Пассажиры имели возможность поиграть в бридж. В 1930-м на борту самолета авиакомпании Boeing Air Travel появилась первая стюардесса Эллен Черч. Она убедила руководство, что присутствие члена экипажа на борту необходимо. На новую должность набрали медсестер.
Летали как короли: Золотой век пассажирской авиации
Расцвет пассажирской авиации пришелся на 50-е и 60-е. Об убранстве и сервисе самолетов тех времен ходят легенды. Ширина кресел составляла 45 сантиметра, но они могли «разбираться» в кровать. Сейчас такая роскошь доступна только в первом классе ведущих авиакомпаний. Еду пассажирам подавали в посуде из фарфора. В самолетах были отдельные лаунж-зоны с баром. Также разрешали курить. Также появились первые бизнес-джеты, которым способствовало бурное развитие военной авиации во время Второй мировой войны.
Советская стюардесса в 1972-м.
В те времена основными клиентами авиакомпаний были богатые люди, политики и знаменитости. Полеты на самолетах, а особенно на трансатлантических рейсах, расценивали как выход в свет. Перелет из Нью-Йорка в Лондон стоил от 500 до 675 долларов (в пересчете на современные деньги 4600 — 6200 тысяч долларов — Прим.ред).
Стюардессам разработали форму. В 60-е стюардессы носили короткие и яркие платья, шляпки. Все в лучших традициях стиля Джеки Кеннеди. В 70-е форма была особенно фривольной: авиакомпании отдавали дань моде и разрешали бортпроводникам носить шортики, мини-юбки, широкие пояса и ботфорты. Все девушки были модельной внешности. В середине 70-х строгий кастинг на вакансию стюардессы отменили.
Авиаперелеты для всех и первый лоукостер
В 70-е владельцы авиакомпаний поняли, что их авиалинии должны быть доступны не только для богатого слоя населения, а для всех. Сработала простая математика: чем больше пассажиров, тем дешевле билеты, тем больше можно получить клиентов и заработать. Глава авиакомпании Pan American Airlines поставил задачу пред Boeing построить самолет, который будет больше, чем модель 707. Так в 1969-м появился всем известный Boeing 747.
Boeing 474 авиакомпании Pan American в 1970-м.
За счет выхода новой модели пассажирского самолета в эксплуатацию, снизилась цена на билет, но не на много. Например, рейс из Нью-Йорка в Лондон стоил уже 550 долларов. В стоимость входило питание ресторанного уровня и практически безлимитное количество алкоголя. Билет можно было купить в аэропорте, паспорта не проверяли, а сесть на самолет можно было за 20 минут до взлета.
После отмены государственной дерегуляции гражданской авиации США в 1978-м, цены на билеты упали еще в два раза. В те же годы в мире появились лоукостеры. Пассажиры могут сказать «спасибо» Хербу Келлеру, который придумал концепцию первой в мире бюджетной авиакомпании Southwest Airlines, основанной в 1971-м. Именно он предложил убрать с бортов самолетов все бесплатные сервисы, уменьшить пространство для пассажиров и летать в дополнительные аэропорты для снижения стоимости стоянки джета.
Если сравнивать гражданскую авиацию тех временем и в наши дни, можно проследить деградацию сервиса. Цены растут, а пассажиры все хуже чувствуют себя на борту самолета. Конечно, есть авиакомпании, которые предлагают обслуживание и комфорт почти приближенный к «золотому веку», но за удовольствие, как известно, нужно платить. Это не шесть тысяч долларов, но цены все равно смущают пассажиров из года в год.
85%
-1.08 106.54
-1.42