В Эрмитаже отреставрируют портреты великих женщин императорского двора
Во время восстановления шедевров специалисты сделали несколько удивительных открытий.
Фото, видео: ТАСС / Демьянчук Александр; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Петербургские реставраторы сделали несколько удивительных открытий. В Эрмитаже сейчас идет проект по восстановлению портретов великих русских женщин. Все картины сначала проходят специальное обследование, в том числе в инфракрасных лучах и вот тут начинается самое интересное. Что увидели реставраторы, расскажет корреспондент МИЦ «Известия» Андрей Захаров.
Императрица Мария Федоровна кисти французской художницы Элизабет Виже-Лебрен — уже вторая картина, над которой работают реставраторы. У этого портрета, как и многих других непростая судьба началась после революции. Он более 70 лет пробыл в хранилище. Перед блокадой Ленинграда шедевр отправили в Свердловск, он оставался на валу, то есть в свернутом состоянии и после возвращения в Эрмитаж. Вот на этом барабане обклеенном газетами начала прошлого века
Мария Федоровна изображена в парадном платье и с орденами. Но вся эта роскошь после снятия картины с вала начала в прямом смысле осыпаться: реставраторы обнаружили деформации и изломы холста, а исследование в ультрафиолетовом свете показало многочисленные неудачные попытки реставрации. Для полотна изготовили новый подрамник, картину очистили от темного лака и укрепили красочный слой.
Кроме того, в процессе работ нашли и несколько ранее неизвестных авторских изменений. Оказалось, что художница четыре раза меняла положение руки Марии Федоровны, которая на портрете выглядит много моложе своего возраста — как юная принцесса.
«Художница явно хотела польстить заказчице потому что в 1899 году, когда писалась эта картина Марии Федоровне было уже 40 лет и была матерью десяти детей», — рассказывает старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Наталья Бахарева.
Реставрация не только восстановление, но и изучение предметов искусства. Непростая судьба была и у портрета Екатерины II, с которой началась долгосрочная программа по реставрации портретов из собрания Государственного Эрмитажа. Его написал Пьер-Этьен Фальконе, сын знаменитого скульптора — создателя Медного всадника. Полотно также почти весь XX век провело в запасниках.
Изучение картины в инфракрасных лучах дало неожиданные результаты. Например, под изображением Екатерины II обнаружен незаконченный вариант многофигурной композиции на античный сюжет. Вероятно, художник использовал холст с уже начатой картиной, написав поверх портрет императрицы. Так что экскурсоводам будет что рассказать посетителям выставки. Впрочем, это касается любого полотна, над которым сейчас работают реставраторы.
В Эрмитаже одна из самых больших коллекций работ женщин-художниц: более 20 авторов и несколько сотен картин. Благодаря программе реставрации знаменитые портреты вновь увидят свет и смогут поучаствовать в мировых выставках.
86%
1.90 107.43
1.35