Сообщения о массовых отравлениях, как оперативные сводки, фиксируются чуть ли не еженедельно и происходят по всей стране.
Фото, видео: ТАСС / Новодережкин Антон; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Детское питание в школах. Как часто мы поднимали эту проблему в нашей программе, но реалии таковы, что мы просто вынуждены говорить об этом снова и снова. 17 марта в Красноярске задержали директора компании, которая снабжала овощами местные учебные заведения.
Сразу в 27 школах города после обедов в столовых более ста детей заразились иерсиниозом — это острое инфекционное кишечное заболевание. А у некоторых форм этой болезни летальность, между прочим, 80%. И самое страшное, что сообщения о массовых отравлениях, как оперативные сводки, фиксируются чуть ли не еженедельно и происходят по всей стране. Честно говоря, в голове не укладывается… Это же ведь дети! Их питание должно быть безупречным. Но нет…
Зачастую крупные контракты, заказы, прибыль застилают глаза предпринимателям и о качестве еды они вспоминают в последнюю очередь. А ведь на кону здоровье и даже жизни самых маленьких россиян. Специальный корреспондент МИЦ «Известия» Елена Норкунайте провела свое расследование.
«Сейчас со стола отходов — принесли вот этот омлет!» — голос учителя дрожит от возмущения.
Педагог застала поваров и посудомойщиц прямо на месте преступления. Видео свидетельства вопиющих нарушений СанПиНов в интернете появились уже после того, как следователи возбудили сразу три уголовных дела в Красноярском крае. Елена Безруких — директор компании «Респект», поставляющей овощи из сельхозкооператива «Аленушка» в школы. Именно она — по версии следствия — накормила детей отравой. Вместе с капустой, морковью и яблоками.
«В настоящее время следствием допрошено 253 человека из числа работников предприятий „Респект“ и „Аленушка“, сотрудников школ, потерпевших и их родителей, назначены и проводятся 131 экспертиза», — сообщила старший помощник руководителя ГСУ СК РФ по Красноярскому краю Ольга Шаманская.
Лихорадка, диарея, рвота, кожная сыпь — врачи отметили одинаковые симптомы более чем у ста школьников. Болезнь развивалась стремительно.
«У ребенка на ладошках уже, на ногах появилась сыпь характерная», — рассказывает местная жительница.
Ирина Михайлова пришла в ужас от диагноза, который врачи-инфекционисты поставили сыну-восьмикласснику. Иерсиниоз — острое заболевание ЖКТ. Крысы — переносчики бактерий, а источник заражения — овощной салат «Витаминный» из школьной столовой. Вспышку иерсиниоза эксперты зафиксировали сразу в 27 школах Красноярского края. В поисках виновных родители объединяют усилия.
«Установим моральный ущерб, будем подавать гражданский иск, обязательно», — отмечает Ирина Михайлова.
Здоровье Алеши Русакова из Тольятти больше недели не могло прийти в норму. Врачи прописали строгий постельный режим третьекласснику. Вирусная инфекция свалила с ног по подсчетам родителей около семидесяти детей 43-й тольяттинской школы.
«Это происходило в школе во всех туалетах — уборщицы не успевали убирать», — сказал отец мальчика.
Если повара еду детям накладывают руками, как в пермской столовой, то выходит, что и чихнуть в тарелку — тоже смогут, открывая любой инфекции второй путь заражения.
А на этих кадрах — директор нижегородской школы дотрагивается до порционного сливочного масла немытыми руками. Прямо в присутствии инспектора!
Роспотребнадзор проводит проверки по поручению президента. Выезжают часто и оперативно — особенно в последние две недели.
«Все проверки проводятся с лабораторным контролем на санитарно-химическую безопасность», — сказала заместитель начальника отдела надзора по гигиене детей и подростков управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Маргарита Фонарева.
В Барнауле — по сообщениям родителей и местных СМИ — более 140 школьников слегли с болями в животе. Чиновники отчитались — кишечная инфекция вызвала и эту эпидемию.
«Роспотребнадзор проверил технологический процесс, проверил продукты питания, способ поставки, способ приготовления», — сказал министр образования и науки Алтайского края Михаил Костенко.
Но родители не поверили результатам всех проверок и по-прежнему грешат на школьную столовую. Правда не хотят ругаться открыто — во время интервью — все же просят показывать окна любимой школы.
«У меня ребенок говорит — это только столовая, потому что я не пью здесь ниоткуда воду, только ем в столовой», — указывает мать ученика.
В 128-й школе Барнаула страсти улеглись сами собой, зато в 123-й — история, кажется, только начинается. Мать школьника прислала нам снимки, вызывающие прямо-таки отвращение. В компоте — черви, на гарнир — морковь с плесенью.
«Пишет: мама, звони куда-нибудь! Нас тут травят! То есть ребенок — четвертый класс — у них отторжение полное от этого питания! Ну и чем закончилось? Сказали: будем теперь цедить компот», — возмущается Наталья Алиева.
И ведь буквально две недели назад Михаил Мишустин — во время визита на Алтай — отобедал в одной из школ Барнаула. Премьер тогда лично оценил гречку с котлетой и компот. Со здоровьем премьер-министра все хорошо, но к теме школьного питания на этой неделе вернулись в кабмине. Нужен жесткий контроль со всех сторон.
«Надо активнее привлекать родителей к контролю за организацией питания, так как они лучше всех понимают, что нужно их детям, что будет им на пользу», — подчеркнул председатель правительства РФ Михаил Мишустин.
В Казани такой контроль с 1 января — постоянная практика. Например, четверг — день недели Натальи Несиной.
«Я смотрю, что едят дети и говорю: дайте мне то же самое», — сказала жительница столицы Татарстана.
Такая общественная нагрузка чревата лишними килограммами, зато школьное питание ежедневно под чутким родительским вниманием.
Но, в целом, весь российский рынок школьного питания вряд ли можно назвать прозрачным. Слишком много вопросов к недобросовестной конкурентной борьбе.
«Либо это ограничение информации по проведению той или иной процедуры, какие-то неправомерные отклонения заявок, либо это лоббирование и завышение каких-то требований в конкурсной документации», — пояснил Андрей Храмкин — директор Института Госзакупок.
Экономист из Петербурга оценивает рынок примерно в 90 миллиардов рублей. При этом, считает, поставщики зачастую работают только в одном режиме — полной экономии. На продуктах, а значит, и на детском здоровье…
«Проблема в том, что у нас хотят не организовать школьное питание, а заработать на нем. Вы неизбежно будете сталкиваться и с падением качества, и с отравлением, — это просто вопрос времени», — отметил Дмитрий Прокофьев.
Так, например, в Челябинске — сотрудники прокуратуры устроили настоящий обыск школьной столовой. Сверяли даты на коробках. Грандиозный скандал спровоцировал такую дотошную проверку: детям на завтрак раздали опасное для жизни молоко — просроченное на год!
«Мы с себя нисколько не снимаем ответственности за ситуацию, которая произошла. Плюс еще и классный руководитель, отдавая в руки ребенку коробочку, будет смотреть дату выработки», — оправдывается директор школы № 116 Татьяна Трапезникова.
«Соблазн, конечно, использовать просрочку — он, конечно, есть. Когда люди остаются без конкуренции — они начинают борзеть», — сказал директор Института Госзакупок Андрей Храмкин.
«Этот комбинат детского питания в Санкт-Петербурге можно считать образцово-показательным. Не новичок — что важно, и не монополист — в конкурсе среди двух десятков фирм участвует на общих основаниях. В приоритете у таких компаний качество продуктов, строгий санитарный контроль и ответственность перед обществом. И именно так должен выглядеть в России комбинат детского питания здорового человека», — заключила специальный корреспондент МИЦ «Известия» Елена Норкунайте.
Читайте также
86%
1.90 107.43
1.35