В городе разгорается скандал — жители опасаются, что программа комплексного развития территорий, принятая в стране в прошлом году, оставит их без крыши над головой.
Фото, видео: ИЗВЕСТИЯ / Константин Кокошкин; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
В Астрахань экстренно прибыла комиссия из Госдумы и фонда реформирования ЖКХ. В городе разгорается скандал — жители опасаются, что программа комплексного развития территорий, принятая в стране в прошлом году, оставит их без крыши над головой.
Проект предусматривает расселение ветхого и аварийного жилья, таких домов в Астрахани — сотни. Только вот компенсаций, по словам жителей, может не хватить даже на комнату. Григорий Вахницкий разбирался в коммунальной математике.
Деревянный дом в центре Астрахани строили еще в царские времена. Точную дату не знают даже жильцы. Дарья Гордон поселилась здесь почти четверть века назад. Сейчас воспитывает третьего ребенка. И очень боится, что в любой момент древняя постройка развалится. Или сгорит.
«Вот посмотрите на эту трещину, она с каждым годом все более и более растет. Там находится стружка древесная. То есть, любой окурок — и это может вспыхнуть, как карточный домик», — говорит Дарья Гордон.
Дарья сама провела горячую воду, стоки из квартиры вывела на улицу. У остальных жильцов нет и этого. Такие дома — деревянные, еще дореволюционной постройки, есть в каждом районе Астрахани. Большая часть из них — многоквартирные, то есть, в каждом живет сразу несколько семей. Хотя в этих бараках, как правило, нет ни центрального отопления, ни канализации. Иногда даже горячей воды.
По всей России 44% многоквартирных домов — старше 50 лет. В конце прошлого года Госдума приняла закон о комплексном развитии территорий. Который вводит единый механизм расселения или сноса аварийного и ветхого жилья. Причем регионы будут сами определять адресные программы, учитывая мнение жителей. Могут привлечь частных инвесторов.
«Мы выигрываем в сроках, и мы выигрываем в экономии бюджетных средств. С нами вместе на этой территории, которую надо приводить в порядок, начинают работать внебюджетные источники», — говорит глава муниципального образования «Город Астрахань» Мария Пермякова.
Застройщику, который возьмется переселить горожан из ветхого или аварийного жилья, могут выделить территорию для развития совсем в другой части города. Где, например, нет исторических памятников.
«Понятно, что застройщику нужно компенсировать вот эти затраты на расселение. Поэтому можно взять одну территорию, где есть аварийный дом, можно взять другую территорию, на которой есть свободное место для строительства. Застройщик переселяет людей из аварийного дома в дом, который он строит на свободной площадке. И город ему дает больше площадей на этой свободной территории», — говорит член экспертного совета Минстроя РФ по формированию комфортной городской среды Евгения Муринец.
Когда об этих новшествах стало известно, по Астрахани поползли слухи — власти планируют сравнять с землей все аварийные дома, а жильцам в качестве компенсации выплатить копейки. Об этом заявлял депутат Госдумы Олег Шеин. Он активно гастролировал по дворам старых домов, собирая импровизированные собрания.
«Мы только что были в доме, который признали аварийным без ведома жильцов».
Возможно, Олег Шеин просто не разбирается в вопросе — в прошлом он сельский учитель истории. Но его слова уже обсуждают во дворах.
«Такие слухи негативные ходят, что нам оплатят какие-то мизерные — там, 15-20 тысяч за квадратный метр. Я на это действительно ничего не куплю. И я окажусь на улице, если нам не помогут», — говорит Тамара Кадымова.
История о якобы повсеместном сносе старых домов распространялась с такой скоростью, что на этой неделе в Астрахань прибыли сразу две комиссии из Москвы. От Фонда реформирования ЖКХ и Государственной думы. Проверяющие изучили документы, в которых озвучена предварительная сумма компенсации. Около 38 тысяч за квадратный метр — для тех жителей аварийного и ветхого жилья, которые согласятся на выкуп собственности. Депутат Олег Шеин тоже пришел, и снова попытался запутать горожан.
«Сравнительный подход к оценке рыночной цены. Берется три объекта по г Астрахани, и как вы видите, медианная цена за квадратный метр, она очень далека от 38 тысяч за метр».
«Ну так дальше договаривайте, что это не оценка полная. Что вы обманываете жителей? Плюс к этому добавьте земельный участок и выйдете на цифру 38».
Дом Тамары Кадымовой признали аварийным еще десять лет назад, но до сих пор не расселили. А такое же полуразрушенное жилье Дарьи Гордон, по документам, в полном порядке.
«Сейчас бывают ситуации, когда стоят два одинаковых дома. Один дом признан аварийным и включен в программу расселения, а другим говорят — нет, ждите еще пять-десять лет. Только после этого мы включим ваш дом еще в „ветхий“», — поясняет эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.
Ждать так долго многие не готовы, да и сами дома могут столько не простоять. Рауф Мухсинов сам чинит все, на что хватает сил. Но столетний барак это уже не спасет.
«Пол может провалиться в любой момент на веранде, видно уклон — почти 30 градусов. Каждое утро выхожу и думаю — существует эта веранда или нет, или уже провалилась до земли», — сетует мужчина.
Сейчас в Астрахани проводят ревизию всего ветхого и аварийного жилого фонда, прорабатывают нормы закона. И надеются, что первые контракты по комплексному развитию территорий заключат уже в этом году.