Не только «Паразиты» и «Игра в кальмара»: В чем успех корейского кино?
О корейском кино заговорили после успеха фильма Пон Чжун Хо. Хотя кинематограф в республике существует более ста лет.
Фото: ТАСС / EPA / DAVID SWANSON
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Многие узнали о корейском кинематографе в 2020-м, когда фильм «Паразиты» режиссера Пон Чжун Хо получил главные награды кинопремии «Оскар». До церемонии вручения картину показывали в кинотеатрах России и мира в 2019-м, но фильм ожидаемо не стал лидером проката.
А вот теперь еще и сериал «Игра в кальмара» за две недели возглавила топ просматриваемых сериалов Netflix. А 5 октября картина стала самой популярной по версии «Кинопоиска».
После «Паразитов» в киноиндустрии стало больше южнокорейских картин, а некоторые онлайн-сервисы даже сделали отдельные разделы, посвященные корейским фильмам и телесериалам — дорамам. Как корейское кино захватывает мировой кинематограф, рассказывает 5-tv.ru.
История корейского кинематографа
Корейский кинематограф развился значительно позднее европейского. В то время как Европа уже активно снимала фильмы, Корея в силу удаленности от европейских стран и местных устоев была далека от этого искусства. История корейского кинематографа началась в 1903 году, когда на рынке Сеула устроили первый киносеанс. В 1910-х, когда Корея стала японской колонией. Корейцы могли снимать кино, осваивать новую технологию, но не получали прибыль, так как деньги уходили в Японию. Из-за цензуры режиссерам позволяли снимать мелодрамы, исторические фильмы и «удобные» японской политике картины.
В 1926-м корейцы увидели немой фильм «Ариран» молодого режиссера На Унгю, который написал сценарий и сыграл главную роль. Чтобы обойти цензуру, режиссером указали японца Сумори Сюити, а фильм назвали развлекательным, хотя речь в нем шла об участнике антияпонского движения. В этом же году молодежь Кореи устроила забастовки из-за ареста 200 человек японской полицией. Жители республики высоко оценили картину, которая была посвящена независимости региона от Японии. Активисты показывали «Ариран» в деревнях на собственные средства. Сейчас «Ариран» считается утраченным во время Корейской войны, но популярность фильма подтолкнула режиссеров 30-х создавать картины о корейских ценностях.
В 1945-м Корею разделили на Северную и Южную. Позже эти регионы будут вести кардинально разную политику в отношении поп-культуры. Пока правление Южной Кореи переходило от одного президента к другому, кинорежиссеры создавали фильмы на злободневную тематику — актуальную картину о жизни в послевоенное время «Шальная пуля» и криминальную драму «Горничная». Спустя полвека оба фильма назовут лучшими южнокорейскими картинами в истории. В центре сюжетов — маргиналы, которым приходится сосуществовать с более успешными людьми. Социальное расслоение останется проблемой республики и в следующем веке.
В 1962-м к власти пришел Пак Чон Хи, который запретил показ зарубежных фильмов в стране. Европейские картины предложили заменить продуктами местного кинематографа, поэтому киностудиям поставили условие снимать по 15 фильмов в год. Через несколько лет в республике выпускали уже по 200 фильмов. Позже этот период назвали «золотым веком» корейского кинематографа.
Борьба за независимость: Чхве Ынхи и Син Сан Ок в Северной Корее
Режиссер Син Сан Ок и актриса Чхве Ынхи основали кинокомпанию «Shin Film» в 50-х, и за десять лет стали видными кинодеятелями Южной Кореи. Син Сан Ок снял фильмы «Цветы в аду», «Гость и моя мать», а Чхве Ынхи сыграла более 150 ролей и стала одной из самых известных актрис Кореи.
В то время сын лидера Северной Кореи Ким Чен Ир (позже он станет руководителем КНДР) был большим киноманом и мечтал развивать северокорейский кинематограф. Через кино власти Северной Кореи хотели улучшить отношение мира к Трудовой партии. Во время поездки в Гонконг Чхве Ынхи похитили северокорейские спецслужбы. Син Сан Ок отправился на поиски актрисы, его тоже схватили. Кинодеятелей заставили работать на Северную Корею. По словам режиссера, он снял около 20 пропагандистских картин во время пребывания в Северной Корее. Син Сан Ок дважды пытался сбежать из страны и за это попал в тюрьму на пять лет. В Северной Корее Син Сан Ок и Чхве Ын Хи сняли фильмы «Соль» и »Пульгасари». В 1986-м, спустя восемь лет заточения, пара наконец-то смогла уехать из страны.
В тот период на развитие киноиндустрии в Южной Корее влияли коллеги из Голливуда. С 80-х в республике снимают больше фильмов ужасов под стать появляющейся в США моде на шокирующее кино. Через десять лет корейцы понимают, что аудитории нравятся романтические и комедийные фильмы, и пробуют миксовать жанры. Увеличение кинотеатров на территории республики, новое оборудование, разнообразие сюжетов — это подстегивает режиссеров, которые в борьбе за зрителя создают истории с невероятными поворотами в сюжете.
Распространение «корейской волны»
Термин «корейская волна», или Халлю, придумали китайские журналисты в 90-х. Так назвали чрезмерно быстрое распространение корейской культуры — особенно фильмов и музыки. В это время в Корее уделяли большое внимание производству контента. Корейским искусством заинтересовались в Китае — телесериал «Что есть любовь?» смотрели больше 150 миллионов китайских телезрителей. В 2000-х жители других стран увидели самые успешные корейские фильмы и сериалы. Права на просмотр сериала «Жемчужина дворца» продали 91 стране. Корейские телесериалы назвали дорамами. Раньше в картинах показывали корейские традиции и устои, еду и одежду, а теперь дорамы цепляют зрителей смешением жанров и невероятными поворотами сюжетов. Высокие рейтинги работают на пользу и создателям, и властям Южной Кореи: успешные проекты приносят прибыль, и политики поощряют создание авторского контента. Успех корейских телепроектов дошел и до международных ассоциаций телевидения. В сентябре 2017-го во Французском фестивале телевизионных фильмов показывали три дорамы. В Халлю появились собственные герои и звезды.
Признание корейских фильмов во всем мире
У современных корейских режиссеров есть неоспоримое преимущество перед их коллегами из прошлого — их поддерживает власть. Когда международные ассоциации начали проявлять интерес к искусству республики, режиссеры получили финансирование на создание разноплановых картин. В стране регулярно устраивают показы корейских режиссеров, а в университетах исследуют феномен Халлю и корейского кинематографа.
Картинами корейских режиссеров восторгаются именитые деятели кино. Например, Квентин Тарантино рекомендовал корейские фильмы для просмотра и называл их своим вдохновением. В 2004-м режиссер поддержал картину Пака Чхан Ука «Олдбой» на Каннском фестивале. В итоге «Олдбою» не хватило одного голоса до получения золотой пальмовой ветви, главного приза конкурса. В прокате «Олдбой» не был успешен: американские и европейские зрители оказались не готовы к корейским работам, называли их слишком этническими.
Триумф Ким Ки Дука на европейских фестивалях
Сегодня, говоря о корейских режиссерах, критики вспоминают Ким Ки Дука и Пон Чжун Хо. Ким Ки Дука, который был не только режиссером, но и сценаристом большинства своих фильмов, европейские зрители считали суперзвездой Кореи. В это же время корейские зрители воспринимали картины земляка как нечто само собой разумеющееся.
«На излете ХХ века Ким Ки Дук воплотил все крайности радикального авторского кинематографа, снимая фильмы, перегруженные символами и метафорами, вызывающими сценами насилия и поэтическими условностями, при этом почти всегда возмутительно красивые», — считает критик Антон Долин.
За всю карьеру Ким Ки Дук снял 24 фильма, половина из них удостоены фестивальных наград. Для Европы картины Ким Ки Дука стали «лицом» корейского кинематографа. На Каннском фестивале фильм «Остров» 2000-го произвел на зрителей большое впечатление. Кто-то закрывал глаза, кто-то выходил из зала, чтобы не видеть сцены насилия.
В России фильм ожидаемо не был популярен: имя Ким Ки Дука не звучало с телеэкранов, в отличие от его коллег из Японии — режиссера Такеши Китано и мультипликатора Хаяо Миядзаки. Популярность Ким Ки Дуку принесли «спокойные» картины «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» и «Время», в которых он вписывал в сюжет мистику.
На пике славы режиссер сделал трехлетний перерыв в работе и вернулся с драмой «Пьета». Фильм о сложных отношениях сына-женоненавистника и его лже-матери впечатлил членов жюри Каннского фестиваля. «Пьета» получила главный приз — «Золотого льва». Зрители отреагировали на фильм неоднозначно, в том числе из-за сцен жестокости и насилия, которые сопровождают зрителя с первых кадров.
«Я специально делаю такие сцены, так как без черного невозможно показать белое. Я использовал сцены насилия для достижения драматического эффекта. У меня тоже болит сердце, когда я смотрю такие сцены, но если их не смотреть, нельзя понять значение фильма. Я не считаю, что люди рождаются добрыми или злыми, такими их делает окружающая обстановка», — рассказывал автор.
YouTube / KinomaxCinema
Интересно, что критики называют «Пьету» не самым выразительным фильмом Ким Ки Дука. Отчасти с этим согласен и сам режиссер: отвечая на вопрос о перерыве, он сообщил, что за время отсутствия пересмотрел отношение к кинематографу:
«Кино — это просто кино, а не какое-то открытие человечества, не нужно относиться к нему как к идеалу всего творчества».
За пугающими и отвратительными сценами зритель все равно увидит знакомые всем проблемы, о которых говорят режиссеры. Например, рассказывая историю в «Пьете», Ким Ки Дук задумывал показать, на какие поступки люди готовы ради денег. Эту тему обыграл и Пон Чжун Хо в «Паразитах», который стал первым азиатским фильмом, получившим премию «Оскар» как лучший фильм.
Необъяснимый успех «Паразитов» Пон Чжун Хо
Пон Чжун Хо совершил революцию в отношении массового зрителя к корейскому кино в 2010-х. Ему принес успех фильм «Воспоминания об убийстве» — детектив, основанный на реальных событиях. В основе сюжета расследование убийств десяти женщин в 1986–1991 годах. Личность преступника установили уже после выхода фильма.
Фильм Пон Чжун Хо высоко оценили в Корее, потому что судебный произвол и несправедливое обвинение — острые темы для жителей республики. А американцы похвалили фильм за то, что он отличается от банальных голливудских сюжетов — убийцу сложно поймать, хотя все зацепки ведут к одному человеку, а в конце виновник остается на свободе. Никакой голливудской сказки в «Воспоминании об убийстве» нет. Поэтому Квентин Тарантино включает картину Пон Чжун Хо в двадцатку лучших фильмов с 1992 года.
Следующий фильм «Сквозь снег» Пон Чжун Хо делал вместе с американскими кинодеятелями. Там сыграли звезды Голливуда Тильда Суинтон и Крис Эванс. Картину высоко оценили европейские кинокритики, а Пон Чжун Хо стал известным и почитаемым режиссером во всем мире.
В 2019-м Пон Чжун Хо представил фильм «Паразиты» о бедной семье, которая пытается поправить финансовое положение различными ухищрениями. Фильм о такой важной проблеме корейского населения, как социальное расслоение, высоко оценили и в стране, и в мире. Сборы картины в более чем 20 раз превысили затраты. Критики хвалили неординарный сюжет и метафоричность Хо, который написал сценарий к «Паразитам». Зрители пришли в восторг от технической части картины — где еще создатель делит персонажей на хороших и плохих, направляя освещение только на первых?
YouTube / HD Трейлеры
Картину номинировали на «Оскар». Казалось бы, когда сделанный в Южной Корее проект включают в категорию «Лучший фильм» без уточнения «на иностранном языке» — это уже успех. Букмекеры не ставили на победу «Паразитов», ведь конкурентом в номинации был масштабный фильм Мартина Скорсезе «Ирландец» с Робертом де Ниро и Аль Пачино в главных ролях. Когда «темную лошадку» кинопроката удостоили премий BAFTA, «Золотой глобус», «Спутник» и «Сезар», букмекеры задумались. В итоге «Паразиты» одержали победу в четырех номинациях премии «Оскар», включая «Лучший фильм». И к корейскому кино поднялся интерес.
В 2021-м в список номинантов премии «Оскар» включен фильм американского режиссера южнокорейского происхождения «Минари». В картине речь идет о семье, которая переезжает из Южной Кореи в американскую глубинку. Фильм стал лауреатом фестиваля независимого кино Sundance. Развитие киноискусства в сложных условиях, актуальные сюжеты не только для Кореи, но и для всего мира, а также «корейская волна», которая спровоцировала признание проектов во всем мире — все это учитывают современные режиссеры. Поэтому когда-то непонятное и странное корейское кино становится на один уровень со знакомым испанским или итальянским, а судя по сборам, иногда и превосходит его.
85%
-1.74 104.23
-1.02