Поджигай и властвуй: зачем в России избавляются от объектов культурного наследия при помощи огня

Накануне в Петербурге произошел крупнейший за 20 лет пожар. Загорелась «Невская мануфактура». Предварительная версия возгорания — поджог.

Фото, видео: ТАСС / ANATOLY MALTSEV; 5-tv.ru

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

Не только природные пожары пугали на этой неделе. В понедельник в Петербурге дотла сгорело здание «Невской мануфактуры». Такого пожара город не знал почти 20 лет. Зрелище было ужасающим. В огне оказались десять тысяч квадратных метров. Тушили трое суток. Один спасатель погиб, его коллеги получили ранения. По предварительной версии, причиной стал поджог. Хотя окончательные выводы сделает следствие. В рамках уголовного дела арестованы руководители мануфактуры.

Дело в том, что некоторое время назад землю отдали под застройку жилыми домами. И сразу появились вопросы. В России есть немало примеров, когда нужная территория, еще и в центре города, расчищается с помощью огня. Метод проверенный. И к сожалению, в этом огне мы уже потеряли памятники культуры по всей стране. Артур Ломидзе подробнее.

Десять тысяч квадратных метров сплошного огня. Такого страшного пожара в Петербурге не видели почти 20 лет.

 «Начал огонь валить с Четвертого этажа с двух окон и подниматься постепенно внутри. Там деревянные перекрытия», - рассказывает очевидец Егор Шабалин.

Уже через несколько минут первые расчеты пребывают на Октябрьскую набережную. Четвертый и пятый этаж полыхают. Звенья пожарных уходят внутрь, спасать людей. Вывели 40 человек, но сами оказались в огненной ловушке. 31-летний командир отделения Илья Белецкий погиб, еще двоих с сильнейшими ожогами увезли в больницу. Все трое представлены к наградам.

«Мне бы очень хотелось рассказать каким ты был крутым братом, которому можно позвонить и ощутить поддержку и защиту. Каким ты был любящим сыном!» - говорит сестра Ильи Белецкого Светлана Фоменко.

В огонь "Невской мануфактуры" шли вовсе не новички. А этих молодых парней учат спасать чужие и сохранять свои жизни. И напоминают, люди могут быть коварней стихии. По одной из версий пожарные в Петербурге оказались в центре огненного шторма, потому что шли по планам здания, на которых никто не внес изменения при перепланировке.

«Из-за того, что производят перепланировку, не согласовывая свои действия, получается, что пожарные не понимают где они находятся», - рассказывает полковник внутренней службы, начальник учебно-научного комплекса пожаротушения Михаил Леднев.

Запутанный клубок нитей, тянущихся с пылающей мануфактуры только начинают распутывать. Известно, что участок был передан под жилую застройку. Так что версия поджога была первой и остается одной из главных. К владельцам очень много вопросов.

«На объекте была не исправна система автоматического пожаротушения, отсутствовала система оповещения и эвакуации, отсутствовала пожарная сигнализация, не проводились регламентные работы по обслуживанию существующих систем. Вот этот перечень он на протяжении 7 лет был исчерпывающий и никакая работа не проводилась», - говорит начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы главка МЧС по Санкт-Петербургу Петр Смирнов

Генерального директора компании, владеющей «Невской мануфактурой» и его зама, в среду арестовали на два месяца. Как им удавалось избегать прекращения деятельности - вопрос пока открытый.

 «Жгут. Ну жгут, надо место освобождать. Ну не такими же методами», - говорит Михаил Кокорев.

В Архангельске о том, как огонь расчищает строительные площади, знают не понаслышке. Центр города застроен старыми домами и горят они один за одним, вместе с жильцами. Те, кто еще не съехал, сами патрулируют почерневший обугленный район, надеются сохранить хотя бы то, что осталось.

«Предприниматель купил расселенное здание, снес его и построил вот такое вот интересное, коробку непонятной архитектуры», - говорит местный житель.

Павел ведет экскурсию по воображаемым и обреченным историческим строениям. Это такие дома, которые не получили охранный статус объекта культурного наследия. В Серпухове, подсчитал общественник, их около сотни и все они подлежат расселению и сносу. Обществу охраны памятников казалось, что они победили, когда добились включения в список охраняемых зданий - усадьбу Каштановых. Уникальное место, в нем сохранилась не только архитектура, но и внутреннее убранство - кафельные печи, лепнина, дубовые полы, резные деревянные двери.

«Как только мы подали заявку в список объектов культурного наследия, в этот день подписали. Его сжигают и уже много лет оно стоит», - объясняет председатель Серпуховского отделения ВООПИиК МО Павел Стенчев.

А это - Новая Ладога. Ее основал Петр Первый спустя год после начала строительства Петербурга. Объект культурного наследия регионального значения, кажется огонь пощадил только табличку, а вот все что осталось от дома купца Шабанина. Это проспект Карла Маркса, но здесь его называют купеческим. На нем уже 200 лет стоят дома зажиточных горожан, но за 10 лет из 14 охраняемых старинных зданий - шесть  сожрал огонь.

Улица, которая могла бы быть музеем под открытым небом, больше напоминает декорации к военному фильму. У городка денег на реставрацию нет. В администрации уверяют: дома под защитным статусом, даже обгорелый остов - это объект культурного наследия и по закону, его когда-нибудь восстановят, а построить что-то другое в этом привлекательном месте на берегу реки нельзя, но вот перед нами на месте ранее сгоревшего здания абсолютный новострой.

По словам обитателей, якобы точной копии купеческого дома, реконструкция идет по плану. Да и проект, мягко говоря, не затратный.

 

Складывается ощущение, что такой ремонт, да еще и долгосрочный уберегает от лишних вопросов из министерства культуры. Да и откровенно незаконные манипуляции происходят постоянно, говорят историки. В поэме «Тамбовская казначейша» Лермонтов описывает конкретный дом. В нем действительно играли в карты, проигрывали и дома, и крепостных, и даже жен. Ставшая сценой для великого поэта усадьба ютилась среди высоток до 2005 года. Защищал охранный статус, но его сняли, как подозревают местные краеведы незаконно. Виновных, конечно же, не нашли, а финал истории банален.

«С этого начинались освоение территории, сжигались дома. Но этот дом не сожгли в силу ветхости, он становился бельмом, его просто снесли и поставили многоэтажку», - говорит краевед Юрий Щукин

Поэтому и возмущение, и опасение петербуржцев понятны. Но в случае с мануфактурой уже прозвучали заявления, ничего кроме красного кирпичного пятиэтажного здания в его первозданном облике здесь появиться не может. Собственник даже направил губернатору письмо и пообещал за свой счет восстановить здание и заявил - у него уже готов проект реконструкции и развития территории. А точнее - по превращению всего района в жилой комплекс.

«Где-то с 2013-го года мы работаем, то к нему возвращаемся, потому что заказчик, то работает, то нет. Сделали проект планировки территории, большого квартала, порядка 50 гектар - это огромная территория», - рассказывает архитектор Никита Явейн.

Теперь пожар скорее всего ускорит процесс, ведь восстанавливая стены, можно будет сразу строить внутри коммерческие и жилые площади, а согласованные и выросшие вокруг в соответствии с этим проектом высотки могут сделать из миллиардера мультимиллиардера.



Последние новости

4:05
3:45
3:25
3:05
2:45
2:25

Сейчас читают