Дело труба: как США оказались во власти мощного топливного кризиса?

Причиной сложившейся ситуации стала остановка крупнейшего трубопровода в результате кибератаки.

Фото, видео: ТАСС / JIM LO SCALZO; 5-tv.ru

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

На фоне обострения ближневосточного конфликта все очень ждали, что же скажет главный друг Израиля Вашингтон? И тут неожиданно Джейн Псаки выступила с заявлением, что палестинцы и израильтяне в равной мере заслуживают свободы, безопасности и процветания, и США осуждает ракеты с обеих сторон. Вот так новость.

Чиновники Израиля возмущены, политику Джо Байдена они тут же назвали робкой и малоэффективной. Но стоит понимать — президенту США на этой неделе было о чем подумать. Америку накрыл мощный топливный кризис. Все началось с кибератаки на системы крупнейшей американской трубопроводной компании Colonial Pipeline. Вирус-вымогатель блокировал работу компьютерной системы, которая отвечает за поставку горючего на Восточное побережье США. Почти половина населения штатов от Мэна до Флориды, а это свыше 50 миллионов человек, осталась без бензина. Люди бросились на заправки, где устраивали драки за каждый литр топлива, которое тут же выросло в цене.

Наблюдая за этими событиями мы ни секунды не сомневались, что тут же всплывут пресловутые русские хакеры — так и произошло. Вашингтон заявил, что те, кто причастен к атаке находятся на территории России… Как-то забыв о том, что трубопровод контролируют частные структуры. Но бизнесменов, как известно, в первую очередь, волнует прибыль, а только потом защита от вирусов. Корреспондент МИЦ «Известия» Яна Малдер о том, почему американская энергетическая отрасль настолько уязвима.

Теперь многолюдный и по-голливудски шикарный Джерси-Сити даже отдаленно не похож на американскую мечту. Один из самых респектабельных городов по меркам восточного побережья буквально днюет и ночует в очередях на заправки.

«Я хотел заехать на станцию рядом с домом, но там все закрыто. Потом поехал на другую, там то же самое. И тут… получилось заправиться не сразу», — рассказывает местный житель.

В соседних Мериленде и Северной Каролине ситуация не лучше. Туда, где топливо еще осталось, приезжают даже из соседних округов. Впервые за последние семь лет цена за галлон бензина подскочила выше трех долларов и продолжает расти. Поэтому выжимать из колонок приходится максимум.

Только за последние сутки стоимость бензина на восточном побережье выросла на 25 центов. У колонок — огромные очереди, люди приезжают с канистрами, ведрами и пластиковыми пакетами. Как минимум здесь на всех желающих горючего может не хватить. Причиной такого ажиотажа стала остановка трубопровода компании Colonial Pipeline. Крупнейшая топливная артерия Америки перекачивала по три миллиона баррелей бензина, керосина и дизеля в день, снабжая почти половину заправок восточного побережья. Теперь отдельные станции закрылись из-за нехватки горючего. На других — настоящие битвы за место под навесом. Тех, кто во всем виноват, американские власти по традиции отыскали быстро. На большой пресс-конференции в начале недели Джейн Псаки заявила: работу трубопровода парализовали хакеры. Какие и откуда именно — догадаться несложно.

«ФБР дало свое заключение и там четко прописано, что нападение было совершено с территории России. Эта страна определенно должна нести ответственность за то, что произошло», — докладывает пресс-секретарь Белого дома Джейн Псаки.

В Москве сразу заявили: отношения к атаке на трубопровод Россия не имеет. Чуть позже и сам Джо Байден признался: его коллеги, видимо, погорячились. Согласно докладам ФБР, к нападению причастны группа анонимных хакеров под названием DarkSide. Та самая, что на днях украла еще и секретные чертежи японской корпорации Toshiba.

«Мы не верим, я подчеркиваю, мы не верим, что российское правительство было причастно к этому нападению. Но мы до сих пор полагаем, что эти преступники живут в России. Я уверен, что внимательно изучил полный отчет ФБР», — сказал президент США Джо Байден.

Как вышло, что в главном трубопроводе Америки зияют огромные кибербреши, в ФБР решили не уточнять. Хотя, по данным отчетов, мошенники использовали по-настоящему дедовский метод взлома. Сперва получили доступ к электронной почте и профилю системного администратора. А через него запустили в систему управления вирус, который похитил и зашифровал сразу 100 гигабайт данных на серверах. Совсем недавно на ту же удочку попались несколько десятков школ в Техасе и крупнейший университет Калифорнии — в итоге заплатив мошенникам полтора миллиона долларов. Но нефтяники на чужих ошибках, похоже, ничему не научились.

После недельных переговоров руководство компании Colonial Pipeline все же пошло на сделку с мошенниками. Чтобы спасти похищенные файлы, хакерам перевели эквивалент пяти миллионов долларов в криптовалюте.

Пока в Colonial Pipeline пытаются возобновить поставки топлива, Америка замерла в ожидании новых хакерских атак. Большинство энергетических и транспортных компаний страны находится в частных руках, а это, как оказалось — еще одна уязвимость. Системы защиты для многих фирм разрабатывались еще в 90-х. И с тех пор ни разу не обновляли.

«Их защита настолько слаба, что со взломом справится даже школьник. Частным компаниям нужно вкладывать деньги в безопасность, но задача бизнеса — меньше тратить и больше получать, им это невыгодно. Так что я думаю, новые акты вымогательства неизбежны», — рассказывает специалист по кибербезопасности Джозеф Стейтенберг.

Разрулить ситуацию с нехваткой бензина в правительстве Штатов уже пообещали, но без конкретных сроков. Пока что топливо на восток страны через тысячи миль доставляют на бензовозах. Чтобы заправить сам большегруз, правда, тоже приходится постоять в очереди. Дмитрию Малашу, который едет из Вирджинии, не повезло вдвойне.

«На большие машины, дизельные, отпуск топлива идет в ограниченных количествах, примерно 60 галлонов за один раз. У нас все расписано по времени. И каждая остановка сбивает с графика», — рассказывает водитель Дмитрий Малаш.

Пока что в пролете остаются и авиакомпании. К примеру, крупнейший внутренний перевозчик Delta с базой в Атланте. Здесь, как и в других аэропортах, тоже перешли в режим жесткой экономии. Самолеты заправляют не до конца, предлагая пополнить бак где-нибудь еще.

До полной отмены рейсов дело пока не дошло, хотя ситуация и близка к критической. Как правило, запас собственного керосина в аэропортах рассчитан максимум на неделю. И без подвоза топлива со стороны хранилища рискуют опустеть со дня на день.

Впрочем, экономисты уверены: это — еще меньшая из проблем. Во время похожего топливного кризиса в 1973-м аэропорты вообще закрывали, а гражданам запрещали посещать заправку чаще двух раз в неделю. Вслед за ценой на топливо, к слову, начали резко дорожать и продукты.

«Есть один трубопровод, на нем все сидят. И когда он перекрывается, ряд штатов выпадает из экономической жизни. Если это будет продолжаться, то можно говорить о существенном ущербе. В первую очередь, для потребителя», — говорит доктор экономических наук, профессор Нью-Йоркского университета фискальной политики Джонас Шаэнде.

Если поставки топлива не наладят в ближайшее время, сильная турбулентность может ждать и западную часть страны. Власти уже ввели режим чрезвычайной ситуации сразу в 17 штатах. И пока, несмотря на обещания все исправить, снимать его не собираются.



Последние новости

10:33
10:14
10:06
9:50
9:38
9:32

Сейчас читают