В подмосковном Жуковском открылся международный авиасалон МАКС. «Ростех» обещал приятный сюрприз и затягивать с этим не стали. В первый же день публике показали главную новинку — российский легкий истребитель пятого поколения. Авиационные премьеры в репортаже корреспондента МИЦ «Известия» Георгия Гривенного.
В небо над аэродромом Жуковский устремлены тысячи глаз, сотни смартфонов, фотоаппаратов, телекамер и один особо важный бинокль. Владимир Путин не расстается с мощной оптикой во время пролета каждого участника программы.
Су-57 ему известен давно — многоцелевой истребитель пятого поколения уже поставляется в эскадрильи и постепенно заменяет Су-27, привлекая взгляды зарубежных покупателей. МиГ-35 — новинка посвежее. Истребитель, способный уничтожать любые цели в воздухе, на земле и на море. Его характеристики и цена привлекли немало заказчиков. Но есть еще одна военная суперновинка, она пока в черном, стильно декорированном ангаре, с надписью на английском — Checkmate — «Шах и мат». «Ростех» долго интриговал: что же там такое?
Это принципиально новый, однодвигательный российский истребитель. Его еще называют ЛТС — легкий тактический самолет. Прорывные характеристики: высокие летные качества, широкие ударные и разведывательные возможности, новейшее бортовое радиоэлектронное оборудование и сниженная заметность для радаров противника. Пока это модель, но то, что ее доведут до ума и начнут поставки полноценного истребителя в нашу армию уже через четыре года, никто не сомневается.
В этом заверили и президента, а еще и рассказали, что этот Checkmate (либо Су-75, точное название еще предстоит утвердить) как раз и признан поставить шах и мат иностранным конкурентам, прежде всего американскому одномоторнику F-35.
Но и о том, что наш гражданский авиапром должен тоже подняться на качественно новую высоту, Владимир Путин говорил отдельно.
«Отечественные авиакомпании получают современные лайнеры SuperJet, в ближайшее время на трассы должен выйти МС-21, впервые на нынешнем салоне представлена новая его модификация с отечественным двигателем, за ним проследует региональный Ил-114, легкий многоцелевой самолет „Байкал“ и новые вертолеты, которых давно ждут. Уверен, что современная и эффективная и безопасная техника отечественного производства поможет отечественным компаниям удовлетворять растущий спрос на полеты, займет достойное место на мировом рынке и тем самым укрепит позиции России как одного из признанных лидеров авиакосмической отрасли», — подчеркнул Путин.
Самый популярный объект для селфи на этом МАКС-2021 из гражданских — это МС-21-300, российский среднемагистральный лайнер. Он не только главная надежда авиации, но и пример быстрого и качественного импортозамещения. Дело в том, что его крыло должно быть сделано из композитных материалов, но производители еще в 2018 году попали под американские санкции и не смогли закупать комплектующие за рубежом. Был только один выход — срочно наладить производство в России. Подключилось сразу несколько отечественных предприятий. Вот буквально в этом месяце, в июле 2021 года, полностью российское композитное крыло МС-21-300 было наконец состыковано с фюзеляжем самолета.
Что интересно, кабина пилотов, ее дизайн, коснулась импортозамещения. Всего в самолете 54 различных комплектующих, которые подлежат импортозамещению, то есть с зарубежных аналогов их меняют на отечественные. Гидравлика, рули высоты и даже говорят, что обивка кресел пилотов тоже наша российская. Специалисты говорят, что это самый широкий фюзеляж в своем классе — даже больше, чем у Boeing-737 Max.
«У нас очень удобные поворотные полки — объем увеличен на 10-12%. Вмещается до шести чемоданов ручной клади — музыкальные инструменты, удлиненные предметы», — рассказала ведущий инженер-конструктор отделения испытаний ПАО «Корпорация „Иркут“» Татьяна Лесных.
Президент поднялся на борт нового SuperJet — в бизнес-варианте. Проходы широкие, компоновка — на любой вкус и кошелек, можно даже совещания проводить, вроде того, на которое Путин прямо в Жуковском пригласил как министров, так и авиастроителей.
Успешность МАКСа — главный показатель того, что российский авиапром не просто «жив», он готов к полноценной конкуренции с западными производителями и, самое главное, стремится сделать так, чтобы граждане России летали много, удобно, комфортно и безопасно. Это наша давняя традиция. Еще одной Владимир Путин тоже решил следовать — на каждом МАКСе он пробует мороженое. 2021 год не стал исключением.