Дефицит полупроводников вызвал кризис в мировом автопроме

Один за другим останавливают свои конвейеры ведущие гиганты отрасли.

Фото, видео: ТАСС / Федосенко Наталия, 5-tv.ru

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

До России докатилось эхо глобального кризиса в автомобилестроении. Желающие купить машину не могут этого сделать — в салонах пусто, а цены на имеющиеся модели зашкаливают. И с каждым месяцем ситуация лишь усугубляется — один за другим останавливают свои конвейеры ведущие гиганты отрасли.

С чем связан кризис? И вернутся ли старые цены? Корреспондент МИЦ «Известия» Инокентий Коломеец разбирался.

«Премиум» оказался «голым». Автоконцерны вынуждены разукомплектовывать машины, чтобы сохранить объемы продаж. В ущерб комфорту, из комплектаций исключены мультимедиа системы и пневмоподвеска.

Сложилась такая ситуация из-за нехватки буквально микроскопических компонентов.

«Речь идет о дефиците полупроводников, чипов, как сейчас говорят. Это компонент, которого не хватает во всей автомобильной отрасли. Имеется в виду глобальный дефицит, не только в России, а по всему миру», — объясняет PR-директор Nissan в РФ Роман Скользкий.

Причина — более чем глобальная. Из-за пандемии практически «встали» и без того штучные заводы по производству полупроводников, большая часть из которых расположена в Азии. А параллельно резко подскочил спрос на бытовую электронику для удаленной работы и учебы.

«Рынок развернулся к другим потребителям. Начал искать другие ниши и просто оставил автопроизводителей без компонентов», — считает руководитель отдела компании Starline Николай Дмитриев.

Последствия не заставили себя долго ждать: в июле конвейер «АвтоВАЗа» уже «вставал» из-за нехватки чипов именно для системы «Эра-Глонасс», японские производители работают по сокращенному графику с середины мая. Примерно в то же время начал испытывать трудности автопром США и Европы.

«Это действительно очень неприятно! Множество потребителей хотят приобрести наши машины, и мы бы тоже хотели производить и продавать больше машин. Но пока мы не видим никаких тенденций к улучшению», — говорит генеральный директор Volvo Cars Хокан Самуэльссон.

Масла в огонь в буквальном смысле подлил пожар на производстве кремниевых пластин в Японии. Распределение сил на рынке полупроводников среди лидеров сегодня выглядит так: на Америку приходится только 12%, Тайвань занимает 21%, Южная Корея — 19%, а Япония — 13% производства.

Вот на этом микроскопическом элементе завязана работа 60% всех сервисных систем современной машины. Чипы отвечают за работу двигателя, мультимедиа систем, навигации, климата, и самое главное — систем безопасности. А производство полупроводников, как правило, это кристаллические материалы вроде кремния, — процесс наукоемкий и требующий специфического сырья.

«Мы можем сказать: а давайте, сами построим завод! Но здесь все упирается в вопрос цены, окупаемости и времени строительства. К примеру, строится он будет два года. А что будет через два года? Будет ли такой спрос? Непонятно», — поясняет доцент Высшей школы физики и технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Максим Максимов.

По прогнозам экспертов, кардинально ситуация с производством чипов в ближайшее время не изменится. Потому как спрос стабильно опережает предложение. А значит, как минимум до начала следующего года менеджерам автосалонов нечем будет удивить своих клиентов.



Последние новости

3:40
3:20
2:58
2:36
2:14
1:54

Сейчас читают