История любви и одиночества: Алла Демидова отмечает юбилей

|
Алексей Хитров
Алексей Хитров Алексей Хитров Райтер редакции сайта Пятого канала
1 531 0

29 сентября народной артистке РСФСР исполняется 85 лет.

История любви и одиночества: Алла Демидова отмечает юбилей

Фото: www.globallookpress.com / Gennadii Usoev

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

Алла Демидова не радует таблоиды сплетнями. Новости и расследования о ее личной жизни, а тем более о скандалах и интригах с ее участием в СМИ не увидишь. Сегодня Демидовой исполняется 85 лет, и отмечать эту дату принципиальная, немногословная, умная и бесконечно одинокая великая артистка уехала в Ялту — к морю, воздуху и… Чехову.

Любимову оказалась не нужна

Алла Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Отец, потомок известных золотопромышленников, погиб на фронте в 1944 году, мать работала младшим научным сотрудником на экономическом факультете МГУ. Здесь же свое первое образование получила и сама Демидова после того, как с первой попытки не поступила в театральный.

Получив диплом экономиста, она снова решила поступать на актрису и на этот раз удачно: ее взяли в Щукинское училище на курс легендарного педагога вахтанговской школы Анны Орочко. В 1963 году режиссер Юрий Любимов поставил с курсом Демидовой пьесу Брехта «Добрый человек из Сезуана» и с этим спектаклем вместе со студентами пришел на Таганку. Демидова играла в постановке госпожу Янг, а ее партнерами были Зинаида Славина, Борис Хмельницкий и Николай Губенко. С этого спектакля началась любимовская «Таганка», но закончились главные роли для Демидовой.

По собственным воспоминаниям, она была не нужна Любимову, так как его театр — громкий, а Демидова не умеет кричать, ненавидит шум и не приемлет многолюдность. Поэтому актриса была вынуждена довольствоваться выходами на сцену в массовке и в небольших ролях.

Высоцкий — любимый партнер по сцене

Демидова всегда держала дистанцию и даже в труппе театра была обособленной. У нее была репутация человека закрытого, застегнутого на все пуговицы. Актриса признается, что это у нее с детства, для нее всегда комфортным состоянием было молчание.

Любимым партнером по сцене у Демидовой был Владимир Высоцкий, с которым она сыграла две лучшие роли на сцене: Гертруду в «Гамлете» Любимова и Раневскую в спектакле Эфроса «Вишневый сад».

Специально для дуэта Демидовой и Высоцкого публицист и театровед Виталий Вульф перевел пьесу Теннесси Уильямса «Крик», однако она не понравилась Любимову. Тогда за постановку взялся сам Высоцкий, но со спектаклем не сложилось. Не удалось ему поставить и «Федру» с Демидовой: актер умер. Позднее «Федра» с Демидовой в постановке Романа Виктюка стала легендой театральной столицы.

ТАСС / Строков Михаил

Своим режиссером стал Тарковский

Своего кино актриса тоже ждала долго, хотя сыграла на экране более 50 ролей. Демидова всегда была очень требовательна к сценариям, к тому же ее внешность была нетипична для советского кино. Во время оттепели, когда на экране блистали ее ровесницы, Демидову практически не снимали. Только со сменой эпохи, на рубеже 1960-1970-х годов, Демидова стала востребованной в кинематографе и за пять лет сыграла 14 ролей. Она воплощала на экране образы современниц с аристократическими манерами, поэтесс, иностранок.

Своим режиссером в кино для Демидовой стал Андрей Тарковский, несмотря на то, что она появилась у него только в маленькой роли в «Зеркале». До этого она могла сыграть роль дурочки в «Андрее Рублеве», но актриса отказалась — в кадре ее героине надо было «сходить по-маленькому». Кроме того, она пробовалась на роль Хари в «Солярисе» и ее почти утвердили, но в итоге в фильме сыграла Наталья Бондарчук.

Тарковский знал, что у Демидовой сложный характер, но давал ей абсолютную свободу. Задумывая свой театр, он видел в нем актрису вместе с Инной Чуриковой, Анатолием Солоницыным, Николаем Гринько и Александром Кайдановским.

Фильм об ушедшем времени

Подарком к 85-летию актрисы стала книга «Алла Демидова P. S.», написанная давно знакомым с ней журналистом Сергеем Николаевичем, а также документальный фильм о ней «Кто тебя победил никто», снятый Любовью Аркус. Фильм, в название которого взята фраза из романа Хемингуэя «Старик и море» без знаков препинания, — сильное высказывание не только об актрисе, но и об ее времени, окружении, друзьях.

«С Аллой Демидовой я прошла весь путь от конфликта и непринятия до принятия и любви. А еще я хотела сделать фильм об одиночестве, которое было придумано человеком для себя в самом начале и которое этот человек пронес в себе всю свою жизнь. С Демидовой было очень сложно. Но я не лезла в ее душу. Смотрела на Аллу Сергеевну со стороны, с определенной дистанции. Сейчас мне кажется, что все, что я хотела рассказать о ней, я сказала», — призналась Аркус в беседе с «Известиями».

Сама Демидова говорит, что режиссеру фильма удалось соотнести ее со временем, которое, к сожалению, ушло как пласт культуры.

«Наше время — то, которое началось в 1960-е, дало очень много хороших людей, хороших имен, личностей. Мне повезло, что я работала у лучших театральных режиссеров и, пожалуй, лучших кинорежиссеров того времени», — отмечает актриса.

ТАСС / Денисов Роман

Человек многогранного дарования

С юбилеем народную артистку РСФСР поздравил президент РФ Владимир Путин. Текст поздравительной телеграммы в адрес Аллы Демидовой сегодня опубликован на сайте Кремля.

«Поздравляю вас с юбилеем. Человек многогранного дарования, вы добились успеха как актриса театра и кино, как писатель и автор литературно-поэтических концертных программ, создатель уникального «Театра А», — говорится в поздравлении.

Также глава государства отмечает, что творческая смелость, стремление актрисы экспериментировать и раздвигать профессиональные горизонты, а также преданность лучшим традициям отечественного искусства «достойны высокого признания».

Накануне, 28 сентября, 5-tv.ru сообщал о 70-летии Сергея Ролдугина — виолончелиста, дирижера, музыкального педагога.



Последние новости

16:24
16:16
16:08
15:59
15:55
15:50

Сейчас читают