Причиной задержания исследовательского судна стал коммерческий спор.
Фото, видео: rv.ocean.ru; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
В деле с задержанным в Дании российским судном «Академик Иоффе» появились новые обстоятельства. Выяснилось, что Институт океанологии был вынужден сдавать его в аренду для туристических круизов, чтобы окупить затраты на содержание. Именно коммерческие рейсы и стали причиной инцидента.
Корреспондент МИЦ «Известия» Виталий Чащухин первым из журналистов сумел добраться до судна и поговорить с экипажем, чтобы понять, что на самом деле произошло у берегов Дании.
Самый север Дании, портовый город Скаген. Место, где остановили «Академика Иоффе» — в получасе от берега.
«Вот, пожалуй, самое близкое расстояние, на которое можно добраться до российского исследовательского чудна. Но подобраться к нему можно только вот так по воде, оно все в том же статусе задержанного, на том же месте, впрочем, если просто прийти на берег Скагена, то и оттуда можно без труда увидеть эту 117-метровую плавучую лабораторию, над которой развивается российский флаг», — говорит корреспондент.
Заложниками запутанной истории стали 38 членов экипажа и два десятка ученых. До них можно разве что докричаться.
«Еда, вода есть?»
Одни бросают жесты — мол пробьемся; кто-то показывает большой палец вверх — закалка арктическая. И в таких условиях они продолжают свои исследования.
«Работаете?»
«Работаем»
И все же на вопрос о своей дальнейшей судьбе — пожимают плечами.
Из капитанской рубки вышел представитель команды. Судя по всему, со дня на день будет больше понимания. В России переживают семьи. Связь с кораблем — урывками.
«Со связью очень сложно. Интернет не работает. Сегодня он позвонил и сказал, что 1-го числа пришли полицейские, забрали документы и больше никто не появлялся. Живут на судне. Кормят. Пока все нормально, настроение прекрасное, потому что ничего не знают. Ждут», — говорит супруга ученого Олега Левченко Наталья.
И так уже почти неделю. 1 ноября команда заходила в порт Скагена исключительно для дозаправки, а в итоге — полная остановка по иску канадской компании. Претензии многомиллионные и исчисляются в долларах. Все из-за того, что в Институте океанологии РАН долгие годы пытались попутно подзаработать между дорогими экспедициями в Арктику.
«С начала 2000-х годов, это еще до меня, это судно сдавалось… Мы не имеем права туристов возить, во-первых. Тут никаких не может быть разговоров. <…> Мы его сдавали туристической фирме. Туристическая фирма… Во-первых, она за ним следила, она его содержала в очень хорошем состоянии, туристы же и так далее. <…> Второе, когда оно шло летом на север, в Канаду, чтобы потом возить их в Гренландию, поближе к этому… В это время наши ученые садились и делали, проводили свои измерения», — пояснил научный руководитель Института океанологии имени Ширшова РАН Роберт Нигматуллин.
Богачи катались на интересном кораблике, институт зарабатывал. До тех пор, пока «Академик Иоффе» в 2018 году не сел на мель, а затем — отозван в Россию. Это был самый разгар туристического сезона, дорогие билеты распроданы, туры сорваны. Обанкротившаяся круизная фирма предъявляет теперь финансовые претензии российской стороне, у которой еще и оказался кипрский посредник.
«Истец утверждает, что кипрская компания Terragelida является дочерней компанией Института океанологии, через которую Институт океанологии предоставил судно в аренду канадской компании.<…> Формально, если договор между канадской и кипрской компанией. Понятно, что истец канадская компания, а ответчик — кипрская компания. Формально по договору должна платить кипрская компания. Но судно арестовано. И видимо арестовано в связи с приоткрытием корпоративной вуали, что Институт океанологии действовал через кипрскую компанию, и возможно при получении обеспечения для освобождения судна банковской гарантии может быть предусмотрено обязательство гаранта заплатить по решению суда против кипрской компании», — сказал президент Российской ассоциации морского права (RUMLA), представитель России в Международном морском комитете Константин Краснокутский.
Сдавать исследовательские суда в аренду для арктических круизов — довольно распространенная практика — туры на северный полюс выполняют даже на легендарных российских атомоходах. Но почему в случае с «Академиком Иоффе» все было отдано на откуп иностранным компаниям. Этот вопрос остается пока без ответа. Так же, как и судьба тех, кто стал заложниками этой запутанной истории. Быстрого разрешения конфликта эксперты по морскому праву не ожидают.
«Если же по какой-то другой процедуре и арест снять с судна невозможно или по каким-то причинам власти не считают это целесообразным, то тогда назначаются сроки разбирательства и сроки нахождения судна в этом порту. Если эти сроки длительные, то есть смысл репатриировать научную экспедицию, потому что ей там точно делать будет нечего. Потому что судовладелец — государство будет нести большие потери финансовые», — отметил первый заместитель председателя Российского профессионального союза моряков Игорь Ковальчук.
Еды, воды и топлива на борту — на 60 дней, в запасе целых два месяца, но обратный отсчет уже пошел. И как быстро получится вызволить ученых и, хотя бы часть экипажа — пока не понятно. Вероятно, за ними придет другое российское судно, но кто-то из команды все равно должен будет остаться на борту для поддержания работоспособности этого непростого исследовательского корабля.
86%
0.46 106.08
0.27