Канада подала иск на арест еще одного российского судна «Академик Вавилов»
Российское посольство в Дании начало прорабатывать вопрос о возвращении россиян с «Академика Иоффе».
Фото, видео: ТАСС / Henning Bagger; 5-tv.ru
Российское посольство в Дании начало прорабатывать вопрос о возвращении россиян с «Академика Иоффе». Это научное судно Института океанологии было задержано по судебному иску в порту Скагена. На борту 61 человек — моряки, ученые. Запасов еды у них на 100 дней, все-таки готовились к серьезному арктическому круизу, но судя по всему в судебных тяжбах застряли надолго.
Корреспондент МИЦ «Известия» Виталий Чащухин — единственный российский журналист, кто пообщался с членами команды.
Пошла вторая неделя, как российское исследовательское судно «Академик Иоффе» стоит на рейде в порту датского города Скаген. Добраться до него можно разве что по воде — в получасе от берега.
«Еда, вода есть?»
«Да».
Посольство России в Дании не оставляет попыток вызволить ученых. Под арестом только судно, сами сотрудники сойти могут, но все осложняет отсутствие у них Шенгена.
До берега им, в общем-то, рукой подать, но даже если бы и визы были, так быстро они все равно не смогут покинуть страну. В условиях пандемии как бы еще не пришлось десятидневный карантин отсидеть.
Неделю назад команда заходила в порт Скагена исключительно для дозаправки, а в итоге — полная остановка по иску канадской компании с изъятием бортовой документации.
Все, кто на борту, стали заложниками давнего коммерческого спора и Института океанологии, которому принадлежит судно. О нем не могли не знать, но все равно не побоялись отправить своих сотрудников в такую ловушку.
«Главное, можно сказать, что мы не покидаем наших товарищей в тяжелой ситуации. На борту судна все здоровы, все с прививками, еды на два месяца, воды и топлива тоже», — рассказал заместитель директора Института океанологии имени Ширшова РАН Владимир Шевченко.
В каком-то смысле нынешняя экспедиция попала в финансовый «Бермудский треугольник» между российским НИИ, его кипрским посредником и канадской круизной компанией. Все началось с того, что Институт океанологии решил однажды подзаработать между экспедициями на дорогих турах в Арктику.
«Мы его сдавали туристической фирме. Во-первых, она за ним следила, она его содержала в очень хорошем состоянии. Сразу два судна НИИ передавались по договору фрахтования кипрской компании-посреднику. А та, в свою очередь, сдавала их канадцам, которые организовывали чартерные рейсы», — поделился научный руководитель Института океанологии Роберт Нигматулин.
Богачи развлекались, институт зарабатывал. До тех пор, пока «Академик Иоффе» в 2018 году не сел на мель в очень сложной для навигации канадской бухте прямо вместе с туристами. С этого, как выяснили «Известия», и началась многолетняя коммерческая тяжба: судно получило пробоину, в океан попало более 80 литров мазута.
Только на то, чтобы вывести всех застрявших в Арктике туристов, канадская фирма потратила 2,8 миллиона долларов. «Иоффе» отправили на ремонт, а затем и вовсе отозвали в самый разгар туристического сезона: дорогие билеты распроданы, туры сорваны. Обанкротившаяся круизная фирма предъявила финансовые претензии судовладельцу — российской стороне. В общей сложности на 19 миллионов евро, как следует из искового требования представителей разорившейся компании.
На кипрский оффшор уже вряд ли что спишешь. По адресу, на который он зарегистрирован, — никого. Но в любом случае, как говорят эксперты по морскому праву, компания-посредник тут уже ни при чем.
«На первый взгляд, в отсутствие договора канадской компании и академии арест не законный. Но с 1952 года право пошло дальше и появилась теория снятия корпоративной вуали», — отметил президент Ассоциации морского права Константин Краснокутский.
В НИИ океанологи считают, что ошибки капитана не было, а значит, по другому закону судовладелец не должен нести ответственности.
Чтобы доказать свою правоту и освободить не только людей, но и сам корабль, НИИ океанологии готово серьезно потратиться и уже заключило договор с юристами. Как следует из документов госзакупок, платить придется по 275 долларов, что в итоге может вылиться в круглую сумму — 54 тысячи долларов или почти четыре миллиона рублей. И еще без всякой гарантии.
Тем временем участь «Академика Иоффе» может постигнуть и другие корабли. В суд Канады было подано ходатайство об аресте схожего корабля «Академик Вавилов», который принимал участие в тех же канадских круизах, и еще семь судов, принадлежащих все тому же Институту океанологии.
86%
0.46 106.08
0.27