В Осетии начинается самая масштабная за всю историю реконструкция Рокского тоннеля. Чтобы превратить его в современную транспортную артерию, рабочие буквально грызут камень. Нужно успеть в срок, чтобы через пять с половиной лет удивить всех. Но главное, за это время проезд тут не закроется ни на один день, и даже пробок быть не должно.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Семен Еремин все проверил сам.
Увидев эту картину, многие воскликнут: ломать не строить, - но будут не правы. Сервисную штольню старого Рокского тоннеля расширяют, чтобы дать ей новую жизнь, пустив здесь транспорт. В работе тоннелепроходческий комбайн. Вслед за бетонной отделкой он снимает еще более 1,5 метров породы. Штольню необходимо расширить до 5,5 метров в диаметре.
Андрей Емельянов, машинист тоннелепроходческого комбайна: «За сутки можно пройти до 10 метров».
Водяное орошение не спасает от пыли. Пара минут работы, и за клубами ничего не видно, приходится ждать, пока их не развеет сквозняк. Время от времени меняют «зубки» – порой они стираются за сутки.
Сергей Фадеев, машинист горнопроходческого комбайна: «Это победит с алмазным напылением, рабочая часть. Все зависит от пород. Вот результат работ по местным породам».
Расширяют штольню с обеих сторон. Поставлена задача открыть через нее дорогу через полтора года. Чтобы сразу же закрыть на четырехлетний ремонт основную конструкцию комплекса.
Вот он, главный ствол Рокского тоннеля. Дорога жизни для Южной Осетии длинной в 3660 метров. Его начали строить еще в 30-х годах прошлого века, закончили в 1986 году. С тех пор не ремонтировали. Теперь это мрачный коридор, свет в конце которого так и хочется увидеть поскорее. Наросшая на стенах гарь, масса спутанных проводов, протекшие своды.
Руслан Кочиев, главный энергетик энергослужбы тоннелей: «Недавно обломок бетона упал на сотрудника дорожной службы, и он лежал в больнице».
Обслуживать тоннель становится все сложнее и опаснее, признается Руслан Кочиев. Особенно заметно стратегический объект сдал за пару последних лет. Настоящим испытанием для этих коммуникаций стала операция по принуждению Грузии к миру. В 2008-м здесь сутками шла военная техника. Асфальт до сих пор хранит следы танковых гусениц. Из-за пыли и выхлопных газов видимость не превышала пары метров. И чтобы хоть как-то дышать, приходилось обвязывать лицо влажной тканью. Вентиляция этот экзамен не сдала.
Во время ремонта в тоннеле, также, как и в штольне, удалят все рукотворное до самой скалы. Вот так укрепят своды армированным бетоном. Затем - вентиляция, отделка, освещение, видеонаблюдение и новый асфальт. Итог - тоннель средней протяженности европейского уровня. И это лишь часть реконструкции единственного пути из России в Южную Осетию.
Анатолий Бабинец, руководитель обособленного подразделения строительной компании: «Более 200 лавин в течение года на этом участке наблюдается, поэтому строится целый комплекс противолавинных галерей, два тоннеля, селеспуски».
Эта зима, кстати, работам не мешает: снега не так много, как обычно. Транспорт передвигается без заминок. Транскавказскую магистраль ни разу еще не закрывали.
86%
1.90 107.43
1.35