Диалог сложился: итоги первой личной встречи Путина и нового канцлера ФРГ Шольца
Главными темами для обсуждения стали украинский кризис и мировая безопасность.
Фото, видео: ТАСС / Гунеев Сергей; 5-tv.ru
Снова в центре внимания переговоры за тем самым длинным столом — Владимир Путин в Кремле встретился с канцлером Германии Олафом Шольцем.
Главные темы все те же — украинский кризис и мировая безопасность. Три часа — один на один, и, похоже, свет в конце тоннеля наконец виден. Алексей Лазуренко об итогах встречи.
В Кремле весь день на немецком. Когда Олаф Шольц занял место со своей стороны масштабного стола, выслушал приветственную речь хозяина и заговорил сам, Путин не воспользовался наушником синхронного перевода. Российский лидер, в совершенстве знающий язык гостя, хотел бы говорить с ведущим партнером нашей страны в Европе на одном языке. Даже по самым сложным вопросам.
«Безусловно, сегодня значительную часть нашего времени мы посвятим обсуждению ситуации в Европе, связанной с безопасностью и с теми дискуссиями, которые сейчас так остро развернулись по этому вопросу, в том числе и в связи с событиями вокруг Украины», — сказал Путин.
Шольц так далеко от Путина потому, что решил не сдавать тест на коронавирус российским врачам. Но первым пунктом поездки любого немецкого политика в России является Могила Неизвестного Солдата у Кремлевской стены.
Шольц не только впервые оказался в рабочей резиденции российского президента в Кремле. Это его первый визит в Москву, в статусе канцлера Германии точно. Поэтому каждый жест и слово особенно символичны. Спустя три часа, проведенных с российским президентом один на один, Шольц нашел место для пафосной речи.
«Для моего поколения война стала невообразимой, но нам нужно сделать так, чтобы это так и осталось», — сказал Шольц.
«Мы были свидетелями войны в Европе, развязанной блоком НАТО против Югославии. Это очень плохой пример, но он был. По нашим оценкам, то, что происходит на Донбассе сегодня, это и есть геноцид», — сказал Путин.
Именно поэтому прямо во время переговоров в Кремль пришла новость из Госдумы. Депутаты просят Владимира Путина признать независимость народных республик Донецка и Луганска. Но президент дает понять, что торопиться с решениями в Москве не будут.
«Будем исходить из того, чтобы все сделать для решения проблем Донбасса прежде всего. Но исходя из не до конца реализованных возможностей Минских соглашений. Надеемся, что наши партнеры — ФРГ и Франция — окажут соответствующее влияние на киевские власти и решение будет принято», — отметил президент России.
Пока же идет обратный процесс. США и Европа накачивает Киев оружием, поддерживают истерию по поводу мнимого российского вторжения. Обсуждают вопрос вступления Украины в НАТО. Тот же Шольц правда заявляет, что шансы для этого вступления пока слишком малы.
«Говорят, что Украины 30 лет не будет в НАТО. Нам уже 30 лет говорят, что расширения НАТО не будет ни на дюйм в сторону российских границ, а сегодня мы видим НАТО у нашего дома. Говорят, это не будет завтра, послезавтра. Что это меняет для нас? Ничего. Мы знаем, что Украина не готова к НАТО. А когда подготовят? Для нас поздно. Хотим решить этот вопрос сейчас. Мирными средствами», — сказал Путин.
В этих условиях Россия предлагает диалог о европейской безопасности. Для НАТО это значит, что нужно уйти на границы 1997 года. Тогда блок подписал соглашение с Москвой. Альянсу нужно отказаться от планов размещения ударного оружия на наших границах и не рассматривать бывшие республики Советского Союза как потенциальных участников альянса. Предложения отправили в Вашингтон и Брюссель. Ответ получили пространный.
«Даже в тех документах, которые были отправлены из НАТО, есть те элементы, которые можно обсуждать. Но мы готовы это делать только в совокупности с теми основополагающими вопросами, которые представляют для нас первоочередное значение», — сказал Путин.
Главное, настаивает Путин, желание разговаривать по существу. Потому что заболтать проблему больше не получится.
«Есть опасения, что переговорный процесс может быть необоснованно затянут и в его ходе будут приниматься решения, которые будут ухудшать наше положение. Это то, что находится в поле нашего зрения. То, что мы будем обсуждать, и то, чего мы не допустим», — сказал Путин.
Президенту приходится повторять, что «Северный поток» — не оружие, а инструмент экономики. Благодаря российской трубе Германия получает треть необходимых ей сегодня энергоресурсов. Причем по цене долгосрочных контрактов, а не той, что предлагают истерящие спотовые рынки.
«Немецкий потребитель — и бытовой, и промышленный — получает газ в пять раз дешевле. Пусть немецкий гражданин откроет кошелек и скажет, готов ли он в три-пять раз больше заплатить за газ и тепло. Если нет, пусть скажет спасибо Шредеру», — заметил Путин.
И в этом немецкий гость с российским президентом, кажется, согласен. Тему «Северного потока — 2» он если и поднимает сегодня, то скорее вскользь. Вывод, который делает Олаф Шольц из встречи с Путиным: диалог важен и возможен.
«Позиции разнятся. Это стало ясно. Важно, что мы говорим друг с другом», — сказал Шольц.
Минобороны сегодня заявило, что часть войск возвращается после учений в казармы. Но газеты Великобритании и самой Германии пестрят сообщениями, что сегодня ночью на Украине все-таки начнется война. Поэтому и журналисты отпустить российского президента не могут без традиционного вопроса о планах России.
«Как будем действовать дальше? По плану. Из чего он будет складываться? Из реальной обстановки на местах. Кто может ответить, как она будет складываться? Пока никто. Это зависит не только от нас. Но будем стремиться, чтобы договариваться с нашими партнерами дипломатическим путем», — сказал Путин.
Поэтому после пресс-конференции Путин зовет гостя еще на пару слов. Диалог между лидерами, кажется, сложился. И от этого тоже должно стать спокойнее на европейском континенте.
93%
1.15 106.10
0.15