Ученые подсчитали, грязную ядерную бомбу какой мощности мог создать Киев
Средства доставки атомного оружия у Украины были — пусть и устаревшие, но довольно надежные. О готовности их применить сказал не кто-нибудь, а главнокомандующий Зеленский.
Фото, видео: Depositphotos / lspencer; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Неонацисты у власти на Украине несут опасность не только своим соотечественникам, у которых другие взгляды, не только России, как соседу — они опасны для всей Европы. Что если какому-нибудь командиру нацбата придет в голову идея заполучить себе супероружие? Ядерное или сделать грязную бомбу с радиацией?
Одному такая идея уже пришла, как все уже слышали, — главнокомандующему Зеленскому. Он заявил об этом с трибуны Мюнхенской конференции. Это было шоком. На главной конференции по безопасности Европы лидер европейской страны грозит достать ядерную дубину. И это все пропустили. И хлопали, хлопали ему потом. Может, потому что понимали — оно будет направлено на восток? Почему это на самом деле серьезно, узнал корреспондент МИЦ «Известия» Кирилл Сергеев.
Редчайшие экземпляры военной техники, которую теперь не встретишь, пожалуй, нигде. Это одни из немногих самоходных ядерных комплексов Советского Союза. Вот легендарные системы под названием «Ока» и «Темп-С» — именно такие в свое время несли боевое дежурство на Украине.
Эти грозные комплексы разработали еще в 1960-х, но их тактико-технические характеристики впечатляют до сих пор. К примеру, баллистическая ракета «Темп-С» могла нести боезаряд мощностью до 500 килотонн и устроить взрыв, преодолев почти тысячу километров.
Такой снаряд в 25 раз мощнее, чем те, что сбросили на Хиросиму и Нагасаки. Во время холодной войны их размещали на самой границе страны для устрашения противников на Западе.
Теперь похожее оружие вполне может развернуться уже на восток. Владимир Зеленский всерьез заявил о намерении вернуть Незалежную в ядерный клуб. Символично, что на Мюнхенской конференции по безопасности.
«Я инициирую проведение консультаций в рамках Будапештского меморандума. И если они не состоятся или по их результатам не будет принято гарантий безопасности Украины, мы будем считать, что Будапештский меморандум не работает, а все достигнутые соглашения поставлены под сомнение», — сказал президент Украины Владимир Зеленский.
По сути, речь идет о выходе страны из соглашения, которое регулирует ядерный баланс в Европе, да и во всем мире. Будапештский меморандум был подписан в 1994-м, когда Украина вступила в Коллективный договор о нераспространении ядерного оружия и отказалась от своей части советских боеголовок. Теперь, выходит, Зеленский открыто берет слова своих предшественников обратно. И на Западе такое решение даже поддерживают.
«Этот Будапештский меморандум не имеет, как это сказать... международных обязательств. И да, юридических обязательств он не имеет», — объясняет посол Германии на Украине Анка Фельдхузен.
В ответ от остальных представителей Запада, включая США, и вовсе — гробовая тишина, а скорее — молчаливое согласие. До 1993 года Украина располагала третьим по размеру ядерным арсеналом в мире, опережая даже Францию с Великобританией. И наверстать упущенное Незалежной не составило бы труда.
«Я думаю, если бы Иран об этом сказал, у него начались бы проблемы. Как это уже было. Прилетают самолеты, разносят все в прах. Ну и стройте по новой, если вам делать нечего», — считает политолог Николай Костикин.
У Украины было желание и технологии. Советские, конечно. На создание полноценную атомную бомбу у нее ушло бы несколько лет. Гораздо быстрее Киев мог смастерить так называемую грязную бомбу — меньше, чем за полгода. В основе таких снарядов — отходы из ядерных реакторов, по данным МАГАТЭ, которое, кстати, тоже проигнорировало возродившиеся ядерные амбиции Киева. Только в Чернобыле законсервированы около восьми тонн отработанного плутония-239, из которого могло получиться 160 килограммов начинки для бомб.
«Да, отработавшее топливо является очень опасным веществом, это и есть радиоактивные отходы. И в случае его распыления, как и других отходов, будут поражены масштабные территории. Опасность этого сейчас есть», — объясняет физик-ядерщик, инженер Андрей Ожаровский.
Масштабы катастрофы, которую способны устроить украинские власти, уже оценили российские ученые. По их подсчетам, в случае атаки площадь радиационного поражения могла бы составить от пары гектаров до нескольких десятков квадратных километров — фактически, площадь небольшого города.
«Это оружие, „грязная бомба“, она крайне опасна. Оно предназначено для уничтожения мирного населения. Это чисто террористический вид оружия, которое и применяется террористами», — объясняет доктор военных наук Константин Сивков.
Чем применить, у Украины тоже было. Средства доставки, хоть и устаревшие, но надежные. Ракета, выпущенная, к примеру, из-под Харькова с помощью высокоточного комплекса «Точка-У» способна прицельно поразить любую цель в радиусе 70 километров. Ракеты Р-12, которые до сих пор стоят на вооружении Незалежной, доставят боеголовку уже на 400 километров. А Р-14 — на расстояние до двух с лишним тысяч.
В радиусе поражения — Центральная Россия, Северо-Запад и даже южный Урал. Все эти носители — тоже советское наследие, которое разрабатывали и строили на Днепропетровском западе «Южмаш». Велика вероятность и другого сценария — если бы Киев решил строить обычную ядерную бомбу. Да намного дольше, но и мощность в разы больше. При этом варианте они явно рассчитывали на помощь партнеров.
«У Украины никогда не было технологий разделения изотопов урана, что необходимо для создания урановой бомбы. И никогда не было полного цикла по выделению плутония. Но, конечно, не исключаю тут некую двойную игру. Могут работать американские спецслужбы, которым закон не писан», — считает специалист по ядерной энергетике, публицист Алексей Анпилогов.
Свои собственные ракеты Соединенные Штаты уже хранят в Италии, Бельгии, Нидерландах и Турции. А, к примеру, с Германией и вовсе ведут диалог о совместном использовании сразу 20 ядерных боеголовок. Не так давно генсек НАТО Йенс Столтенберг опубликовал статью, в которой буквально признался: пользоваться оружием массового поражения, возможно, скоро позволят всем без исключения лояльным партнерам.
«Совместное использование ядерного оружия — это давняя практика, которая используется и будет продолжать использоваться в НАТО. К примеру, Германия, уже сейчас принимает совместные решения по ядерной политике и планированию, осуществляет техническое обслуживание оборудования», — сказал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.
Те, кто собирался помогать Киеву грозить Москве ядерным оружием, совсем закрыли глаза на возможные последствия. Советский арсенал с украинских складов до сих пор находят в Африке, Латинской Америке и даже на базах террористов на Ближнем Востоке. Схемы, по которым техника и боеприпасы нелегально утекают за пределы Украины, хорошо известны, и продолжают работать.
«Главная особенность украинской торговли оружием в том, что 90% продается „в серую“. Соответственно, вот это „расползание“ оружия — это обычная бизнес-схема для большой части украинского олигархата», — делится политолог Владислав Шурыгин.
Еще в 2017-м репортеры New York Times уличили тот самый завод «Южмаш» в продаже секретных чертежей в КНДР, после которых там провели первые успешные запуски баллистических ракет. А бомба у них уже была, американцы просто ее проглядели. Кстати, именно тогда, осознав свои просчеты, они набросились на Иран и всеми возможными способами стали ликвидировать тегеранский проект атомной бомбы. Но в случае с Киевом, продолжают политологи, эти риски их бы не остановили. Еще один инструмент, пусть и грязный, давления на Москву они ценят гораздо выше, чем хотя бы одно ядро здравого смысла.
80%
0.65 104.50
0.21