Не дождалась: Мать Ярошенко собрала досье на подставивших ее сына, но посмотреть в его глаза так и не смогла
Мать Ярошенко за семь лет собрала досье на подставивших ее сына
Фото, видео: © РИА Новости / Нина Зотина, 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Вернувшийся на родину летчик мечтает съездить в Ростов, посетить могилу матери.
На этой неделе состоялся казавшийся невероятным в нынешних условиях обмен. Российского летчика Константина Ярошенко из американской тюрьмы спустя 12 лет вернули домой, а из Москвы в родной Техас улетел бывший морпех Тревор Рид.
Судьба Ярошенко — триллер. Для его задержания американцы провели многомесячную операцию на двух континентах. Его схватили в Либерии и пытали несколько дней, чтобы склонить к сотрудничеству.
«Комната пыток — это не для слабонервных. Это, как в фильмах ужасов: стена засаленная, арматура, там торчат, шкафчик открывается с железками», — рассказал Ярошенко.
«К вам применяли спецсредства?» — уточнил корреспондент.
«Пятки, почки, пытали, душили, серьезно все было», — ответил летчик.
Я сидел напротив Константина и видел, что даже сейчас ему трудно вспоминать о пытках, а у его жены наворачиваются слезы. Свое первое большое интервью Ярошенко дал «Известиям». Был откровенен: его похищение — часть большой игры.
Агенты США предлагали дать показания на другого россиянина Виктора Бута. Предлагали политическое убежище в США ему и его семье. Он очень любит свою жену и дочь. Но на предательство Ярошенко не пошел. Получил 20 лет.
«Друзья говорили: может, ты пойдешь на сделку? И почему не хочешь идти? Он мне сказал: Вика, а как я с совстью своей буду жить дальше?» — говорила Виктория Ярошенко.
«Я все время вспоминаю слова отца своего, семья у меня патриотичная, он говорил:"Сынок, в первую очередь думай о родине, а потом о себе», — вспомнил Константин.
За освобождение Константина билась его семья — мама и жена, российский МИД по своим каналам непрерывно вел работу, «Известия» следили за его судьбой.
Но что такого в этом летчике, почему его судьба не оставила равнодушными тысячи россиян, ведь многие слали ему в тюрьму и письма поддержки, и деньги, даже какие-то скромные суммы. Ответы у Надежды Сережкиной.
«Меня не арестовывали, меня похитили, арест подразумевает некую процедуру, тут ее не было», — подчеркнул Ярошенко.
«Вика, ты не представляешь, как они надо мной издевались, пока меня депортировали, это такие скоты. Я за двое суток пережил десять лет», — передавала слова мужа Виктория Ярошенко.
«Он просто был случайным человеком, которого было нужно взять. Там даже официальная формулировка на суде звучала: не просто арестовать, а to pick Yaroshenko up».
«Вашего отца поменяли только что, из Турции сейчас направляется в Россию. В этот момент я поняла, что не только отец, но и вся наша семья стала свободной», — поделилась дочь летчика.
Сутки без сна. А на его лице все равно — почти гагаринская улыбка. Этого момента Константин Ярошенко ждал 12 лет.
«Вот только сейчас, когда я увидел жену и дочку, жалко, что мама не дождалась. Только сейчас я понял, что добрался домой. Что уже меня никто не достанет», — поделился Константин.
Последний раз они виделись в августе 2018-го. Тогда надзиратели тюрьмы «Данбери» запретили Кате не то что обнимать отца. Просто держать его за руку. 27 апреля их американская трагедия осталась позади.
Эти кадры облетели мир тем же утром. Процедура обмена в духе шпионской классики. Бывших заключенных — Константина Ярошенко и Тревора Рида — одновременно ведут по взлетно-посадочной полосе турецкого аэродрома. Американец одет в гражданское. У него с собой несколько сумок личных вещей. У россиянина — только папка с бумагами и лекарства.
На борт российского самолета он поднимается в тюремной одежде и в тех же ботинках без шнурков, в которых еще несколько часов назад топтал пол карцера.
«Не наручники, а такая скоба здесь закрывается. И они вообще стоят и не двигаются. Невозможно никуда. И вот цепь. Я говорю ему: отпусти меня, мне больно», — рассказывал Ярошенко.
Дело Ярошенко прогремело весной 2010-го. Летчика задержали в Либерии по требованию американских спецслужб. Оттуда его незаконно вывезли в США и приговорили к 20 годам тюрьмы.
«В документах звучит лишь одна фраза, в чем меня обвинили. Я якобы понимал, что часть наркотиков пойдет в США. Позвольте, но я не говорю по-английски. В суде заявляют: Ярошенко говорит по-английски? Нет», — рассказал Ярошенко.
Это эксклюзивное и первое интервью на свободе. Журналистам «Известий» Ярошенко рассказал факты, которые американская сторона замалчивала 12 лет. О том, что летчику обещали смягчить приговор, если он даст показания против другого россиянина — Виктора Бута. И о том, каким было наказание за отказ заключать сделку.
«Роковыми стали первые три дня после его задержания, когда его сначала продержали в либерийской пыточной камере, потом перевезли в Америку, и там над ним тоже издевались, пытались его сподвигнуть на то, чтобы он оклеветал человека, которого он даже не знает», — прокомментировала редактор внешней и внутренней политики газеты «Известия» Татьяна Байкова.
Делу Ярошенко Татьяна Байкова посвятила шесть лет. В 2016 ей удалось связаться с пилотом впервые после его долгого молчания в заключении. Через внутреннюю телефонную сеть тюрьмы «Форт-Дикс». В том же году она подготовила серию эксклюзивных интервью не только с женой, но и с мамой Константина.
«Я сегодня всю ночь молилась. Я уже все молитвы перевернула, все перечитала. Ко всевышнему. Только одна надежда», - говорила мама Ярошенко.
В американское правосудие Любовь Михайловна перестала верить уже в первый год после приговора. Ее письма Обаме, госсекретарю Керри, жалобы в «Красный крест» остались без ответа. Отчаявшись добиться помилования, она умоляла об одном. Чтобы к ее сыну хотя бы пустили врачей.
«Любовь Михайловна, у Константина лицо красное, он в тряпочку кашляет и задыхается. Он не может произнести слова».
Любовь Михайловны не стало в марте 17-го. Незадолго до этого она успела отправить прошение о помиловании новому американскому президенту. Дональду Трампу. За семь лет пенсионерка без знания английского собрала полное досье на людей, подставивших ее сына.
«Страница 41 — ложные свидетельства, страница 42 — пытки. Вот здесь даже написано — это краткие наброски, умоляю, прочтите все», — поделилась редактор внешней и внутренней политики газеты «Известия» Татьяна Байкова.
За сотрудничество с США завербованные либерийцы получили по 100 долларов. Такой оказалась цена свободы человека для американских спецслужб.
«Ей все говорили, что очень сложно пережить американскую тюрьму 20 лет. С намеком на то, что 20 лет не доживет. Но она просто верила, что просто сын живым вернется», — рассказала редактор внешней и внутренней политики газеты «Известия» Татьяна Байкова.
«Нам это сообщили перед Пасхой. Я не знаю, что это за чудо, но это чудо. Я просто начала прыгать до потолка. Мне надо собираться его ехать встречать, а я не могла понять, с чего мне начать» — рассказала жена Ярошенко Виктория Ярошенко.
Начать пришлось с простого — первой нетюремной одежды. Из-за переломов пальцев но, Константин попросил привезти мягкую обувь.
«Его выпустили в тюремной робе. У него нет даже кроссовок».
«Очень волнительно, если честно. Потому что общались все время по телефону или по сообщениям. Поэтому впервые увидимся лично».
На другом конце планеты в этот же момент Пасхального чуда ждала другая семья. Техасцы Джоуи и Пол Рид.
«Готов? Готов. Заправляйся, бери сумки, поехали».
В 2019 их сын Тревор, который в тот момент находился в Москве, решил поскандалить с женщинами на улице. А потом еще напал и на полицейских. Но за дебошира сразу же вступились самые высокие лица США. Старательно делая из него жертву Кремля.
«Ваш морпех — он просто пьяница и хулиган. Он, как у нас говорят, нажрался, напился водки и устроил потасовку. Летчик у нас там есть, Ярошенко. Которого из третьей страны вывезли в США, дали ему там большой срок. У него большие проблемы со здоровьем, но как-то администрация мест лишения свободы не обращает на это внимания», — прокомментировал Владимир Путин.
Зато жалобы от своего гражданина — мол, в тюрьме плохо кормят — американская сторона расслышала даже за океаном. Впрочем, уже по возвращении, Рид заявил, что никаких претензий к колонии у него нет. Оспаривать приговор не собирается. В отличие от Ярошенко, у которого есть доказательства, а теперь — еще время и силы, чтобы призвать американскую фемиду к ответу.
«Я очень благодарю всех граждан России, кто помог выйти. Очень тяжелые 12 лет и финансово, и морально. Писали мне письма, открытки. Я хочу вас очень сильно поблагодарить от всего сердца. С Сибири, с Урала, с Дальнего Востока. Большая у нас страна? Да», — сказал Ярошенко Константин.
Его мечта сейчас — поскорее получить документы и съездить домой, в Ростов. Где теперь находится могила мамы. Несмотря на все пережитое, его по-прежнему зовет небо и штурвал самолета. Но сначала нужно побыть с близкими. Это особенно важно сейчас, когда жизнь семьи Ярошенко началась заново.
86%
1.90 107.43
1.35