Два пути: как производители тракторов и комбайнов работают в условиях санкций
Работа на знаменитом Ростсельмаше не останавливалась ни на один день. Однако промышленный гигант тоже столкнулся с трудностями.
Фото, видео: www.globallookpress.com / Serguei Fomine, 5-tv.ru
Заранее задумались над импортозамещением в российском машиностроении. Например, на знаменитом Ростсельмаше. Там все последние годы отдают предпочтение отечественным комплектующим. Так что работа завода — даже в условиях санкций — не приостанавливалась ни на один день. С конвейера сходят тракторы и комбайны. Корреспондент «Известий» Борис Карягин узнал, какие стоят амбициозные производственные планы.
Вереница тракторов — на главном сборочном конвейере. Эти машины почти готовы, остаются последние штрихи: установить выхлопные трубы, подготовить радиаторы и отладить электронику.
Здесь строгие меры безопасности, без каски вообще никуда. В цеху по сборке тракторов кипит работа — здесь проверяют машины на их работоспособность и наличие агрегатов. Вот, например, в данном тракторе сейчас идет заливка машины рабочими жидкостями, после чего он пойдет на пробеговые испытания. Если они пройдут успешно, отправится уже к заказчику.
И заказчики ждут. Ростсельмаш — единственный из советских сельхоз-гигантов, кто пережил упадок 90-х и сумел встать на ноги. Сейчас завод обеспечивает более 70% внутреннего рынка; выпускает более 150 моделей и модификаций техники. От тракторов и высокотехнологичных плугов до огромных комбайнов.
Эта машина «Торум» — уникальный комбайн, самый высокопроизводительный. Обмолот зерновой массы здесь происходит за счет ротора — мощной внутренней вращающейся системы.
Современные технологии позволяют собирать все виды зерновых культур бережно и быстро. Производительность такого комбайна — 40 тонн в час. Золотого стандарта скорости придерживаются и работники завода.
«На главном конвейере все боковые агрегаты монтируются в один большой узел. Все это происходит с большим и высоким тактом. То есть за 94 минуты полностью все операции, все станции выполняются, и на обкатку сходит готовый комбайн», — рассказал Артем Лобачев начальник цеха сборки комбайнов.
Даже в условиях санкционного давления производство не сбавляет обороты. Над импортозамещением на заводе работают. Предприятие традиционно отдает приоритет именно российским производителям. Детали поступают от более чем 500 отечественных компаний, а в пандемию приоритетом стало создание собственных комплектующих.
«Уже в 2021-м году компания выпустила целый комплекс электронных систем, которые сосредоточены на системах автоуправления, автоматизации технических процессов, которые происходят в машинах, а также системы телеметрии и контроля доступа и идентификации», — сообщил Андрей Рябов, директор департамента маркетинга.
Сейчас около 80% всех узлов и агрегатов продукции завода локализованы. Но без проблем тоже не обходится — высокие технологии идут в связке с зависимостью от иностранной микроэлектроники. Нужные чипы и датчики в России пока не выпускают, а значит остается искать обходные пути.
«Менеджменту многих компаний на этом рынке приходится принимать кризисные менеджерские решения и искать варианты альтернативных поставок. У нас два выхода — это поставки из других стран и параллельный импорт», — объяснил расклад эксперт по агробизнесу Николай Лычев.
По мнению экспертов, на то, чтобы отладить логистические цепочки, уйдет немало времени. Но ставить производство на паузу здесь не собираются. В планах — строительство с нуля отдельного тракторного производства и выпуск более 50 новых моделей в ближайшие пять лет.
86%
0.46 106.08
0.27