В Малом Эрмитаже открылась выставка легендарного Сергея Щукина

Воссоздать уникальное собрание художника в его первозданном виде главному петербургскому музею помогала группа «Россети».

Фото, видео: © РИА Новости / Ирина Калашникова; 5-tv.ru

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

А в Малом Эрмитаже открыли выставку знаменитой коллекции Сергея Щукина. Шедевры Моне, Матисса, Пикассо, Гогена — впервые в экспозиции показывают полное собрание французских импрессионистов и постимпрессионистов конца XIX — начала XX века. Искусствоведы называют выставку культурным блокбастером этого года. Экспозицию в ее первозданном виде воссоздали по историческом фотографиям — какой она была в особняке Щукина. Дмитрий Будков продолжит.

«Розовая гостиная Матисса», «Комната Пикассо» и «Большая столовая» с Гогеном — манеж Малого Эрмитажа превратился в знаменитую домашнюю галерею Сергея Щукина. Долгожданный подарок для петербургских ценителей. В середине прошлого века коллекцию из 200 полотен между собой поделили петербургский Эрмитаж и музей изобразительных искусств имени Пушкина. И вот — воссоединение.

Больше 150 шедевров французских мастеров разместили, как это было в московском особняке Щукина на Большом Знаменском переулке. Полную и точную экспозицию восстанавливали по сохранившимся фотографиям интерьеров дома русского коллекционера. Особенная гордость здесь — это воссозданный «иконостас Гогена».

Эту композицию русскому меценату помогал создавать Анри Матисс, он дополнил ее своим триптихом и двумя работами Ван Гога. Впервые в коллекцию вернулась «Жена Короля». Картину Гогена предоставил Пушкинский музей.

«Здесь есть вещи, в частности „Жена Короля“ Гогена, которая только в единственный раз выехала, и только благодаря громадной работе и вере в нас реставраторов, хранителей ГМИИ Пушкина», — рассказывает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

«Все те, кто видел Щукина в Москве, все они собираются приехать в Эрмитаж посмотреть на новую версию Щукина, потому что уже полюбили его, уже поверили в него и уже восхищаются коллекционером», — уверена директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак.

Воссоздать собрание Щукина в его первозданном виде Эрмитажу помогала группа «Россети». Это сотрудничество — тоже проверено временем.

«Наше сотрудничество, я бы даже сказал, дружба совместная с Эрмитажем, которая началась в 2014 году. В 2014 году мы впервые участвовали в открытии выставки. И за последние восемь лет шестое мероприятие, шестая выставка, в которой участвует группа «Россети», — рассказывает генеральный директор ПАО «Россети» Андрей Рюмин.

Полотна французских импрессионистов, постимпрессионистов во многом определили развитие нового искусства. И Щукин это предвидел. Он скупал у галеристов лучшие картины, заказывал их у самих художников. Как, например, у Матисса — обнаженный «Танец» и «Музыку.

«Сергей Иванович сначала художника просил одеть персонажей, потом уменьшить формат картин. Конечно, каждый раз художник ему отказывал. И Сергей Иванович все-таки решил пренебречь буржуазным вкусом и заказал эти два панно», — говорит куратор выставки, научный сотрудник отдела западно-европейского искусства Государственного Эрмитажа Ольга Леонтьева.

«Это действительно завораживает. Потому что когда смотришь на картины, например, картину Матисса „Танец“, я пытаюсь понять, что человек чувствовал, когда ее создавал», — признается посетитель выставки Людмила.

«Собрание Щукина, оно невероятное. Я очень радуюсь, что он и его семья занимались этим делом. Мне очень понравился Поль Гоген и, конечно же, Клод Моне», — добавляет посетитель выставки Мария.

На родине импрессионистов, во Франции, уникальное Щукинское собрание произвело фурор. В Париже выставку посетили больше миллиона двухсот тысяч человек. В Эрмитаже уверены — этот рекорд будет побит.