Железное кладбище: на дне Волжского бассейна обнаружили 356 затонувших судов
На дне Волжского бассейна обнаружили 356 затонувших судов
Фото, видео: Смольский Сергей / ТАСС; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Проблема копилась десятилетиями — брошенные суда и баржи сегодня можно обнаружить практически во всех судоходных реках России.
В России полным ходом идет работа по очистке главных рек страны. По оценкам специалистов, только на дне Волги покоятся больше трехсот затонувших кораблей и барж. Они опасны для судоходства и наносят огромный вред окружающей среде. А чтобы поднять их на поверхность нужно немало времени и денег.
«Река Волга давно превратилась в кладбище затонувших кораблей — под толщей воды от людских глаз скрыты сотни судов, некоторые пролежали на дне столетия. В акватории до сих пор находят пароходы дореволюционного периода, попадаются экземпляры времен Сталинградской битвы. Но сегодня все это просто речной мусор», - сообщил корреспондент «Известий» Владислав Тамошаускас.
По его словам, для речников подводные захоронения — головная боль. На фарватере металлический мусор опасен для судоходства и грозит пробоиной. В Нижегородской области брошенная баржа более 30 лет перекрывает практически треть русла Волги.
«Ну, нас предупредили. Ну, что здесь затонувшая баржа, будьте аккуратнее», - сказал местный рыбак Сергей Игнатенко, добавив, что затонувшее судно представляет опасность и акваторию реки нужно очищать.
По словам корреспондента, проблема с затонувшими судами копилась десятилетиями — брошенные корабли и баржи сегодня можно обнаружить практически во всех судоходных реках России.
«Подъем затонувшего судна дело не только тяжелое, но и затратное. Порой, расходы на спасательную операцию значительно превышают стоимость самого плавсредства. Поэтому собственники чаще всего от такой „недвижимости“ просто отказывались», - сказал Тамошаускас.
Он отметил, что каждое такое старое заброшенное судно — настоящая бомба замедленного действия для экологии. Моторные отсеки буквально пропитаны маслом и дизельным топливом, которые со временем начинают просачиваться в акваторию и отравляют все вокруг.
«До экологической беды могут довести еще и охотники за черным металлом. Процесс очистки рек требует серьезного подхода профессионалов, иначе очередная баржа может буквально рассыпаться под водой», - сказал корреспондент.
Заместитель Астраханского районного природоохранного прокурора Замир Шамшудинов пояснил, что перекапывание водоохранной зоны нанесло акватории ущерб в несколько десятков миллионов рублей.
«Следственным комитетом возбуждено и расследуется уголовное дело. Кроме того, от подводных „мертвецов“ на многие километры тянется ржавый след. А нередко суда тонули прямо с грузами, которые под воздействием воды могут давать опасную реакцию. По оценке специалистов, сейчас Волга таит в себе более 300 затонувших кораблей и барж — полностью очистить акваторию должны до 2025 года», - сказал Шамшудинов.
Со своей стороны официальный представитель Генпрокуратуры РФ Андрей Иванов сообщил, что более чем за 20 лет на Волге и ее притоках были подняты со дна почти две тысячи плавсредств.
Енисей и Амур
Судоходство на главной водной артерии Сибири — реке Енисей — началось около двухсот лет назад. И за эти годы официально зафиксировано около стал кораблекрушений. Сколько же из этих судов в итоге были подняты на поверхность экологам неизвестно, сказал корреспондент «Известий».
По словам члена совета Ангаро-байкальского бассейнового округа Александра Колотова, некоторые суда так и лежат на дне, ожидая, когда придет время их поднять.
«Нужно изыскивать средства, а откуда их брать? И вот сейчас запущен проект „Генеральная уборка“ — он предполагает поднятие затопленных судов», - сказал Колотов.
Генеральная уборка в русле Амура тоже в самом разгаре — речным санитарам Хабаровского края в ближайшее время предстоит поднять на поверхность 46 затопленных судов.
«Мы купили специальные мешки, которые закрепляются на баржу, накачиваются компрессорами и с их помощью можно поднять утопленное судно», - рассказал генеральный директор ОАО «Хабаровский речной торговый порт» Юрий Обухов.
Фактически, массово суда на реках России стали «всплывать» после изменения нормативной базы в 2015 году. Если хозяина корабля или баржи установить не удавалось, то груз ответственности за объект ложится на плечи региональных властей. Но, как правило, призывать чиновников к расторопности приходится исключительно через суд, рассказал корреспондент.
«Всего природоохранными прокурорами предъявлены 22 иска по подъему судов из бассейна реки Амур. На сегодняшний день три иска исполнены — суда подняты. Шесть находятся в работе. Оставшаяся часть исков также в работе, сроки исполнения данных решений не истекли», - пояснил Амурский бассейновый природоохранный прокурор Андрей Шевцов.
В продолжение кампании по очистке акваторий в этом году на законодательном уровне вступил запрет на умышленное затопление судов в реках и озерах. Кроме того, собственников обязали поднимать затонувшие объекты в течение года с момента аварии, если они не мешают судоходству.
Ранее 5-tv.ru сообщал, что через Волгу строят мегамост для трассы М-12
Читайте также
85%
-1.08 106.54
-1.42