Действия неонацистов и их пособников в Ленобласти в годы ВОВ признаны геноцидом
Участники громкого процесса знают, что наказать за это уже никого нельзя. Однако важно установить историческую справедливость, чтобы помнили.
Фото, видео: © РИА Новости / Всеволод Тарасевич; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Суд признал геноцидом действия нацистов и их пособников в Ленинградской области в период Великой Отечественной войны.
По новым данным, от рук солдат Вермахта и СС на оккупированных территориях погибло 435 тысяч жителей региона. За ходом процесса, призванного сохранить историческую память, наблюдал Леонид Рыжиков.
Процесс, который уже назвали историческим. Как по значимости, так и по сроку давности преступлений. Какие испытания выпали на долю жителей и защитников Ленинградской области, известно хорошо. Про это сняты фильмы, написаны книги, сохранились документальные свидетельства. Теперь тем событиям дали правовую оценку.
На прениях в зале суда нет стороны ответчика. Слово «геноцид» раскатывается эхом. Спустя десятилетия здесь называют вещи своими именами. Прокуроры Ленинградской области перерыли архивы, опросили свидетелей, установили новые ужасающие факты, от которых и сейчас стынет кровь.
«Прокуратурой доказаны факты массовых истреблений путем расстрелов, повешений, пыток, истязаний, сжигания заживо, применения смертельных инъекций как в отношении мирного населения, так и в отношении военнопленных», — говорит прокурор Лениградской области Сергей Жуковский.
Страшные цифры: 33 тысячи мирных жителей, больше ста тысяч военнопленных погибли за короткий срок — с 1941 по 1944 годы, пока война была на территории региона. Почти триста тысяч жителей отправились на принудительные работы в Германию и другие страны. Нацисты не могли не понимать, что творят. Поэтому сразу заметали следы. Уничтожали документы о собственных злодеяниях. Ленинградский областной суд признал деяния фашистов военными преступлениями и преступлениями против человечности.
«Часть плана, заключавшегося в намерении нацистской Германии отделаться от всего местного населения Советского Союза путем изгнания, истребления, для того, чтобы колонизировать освободившуюся территорию немцами», — прозвучало решение судьи.
На процессе выступали и свидетели тех страшных событий. Вере Шефнер — 91 год. Она помнит преступления нацистов в деталях. Как ее семью выгнали из собственного дома, как угнали в концлагерь в Литву, как из 12-летней девочки выкачивали кровь для раненых немцев. На ее руках до сих пор остались шрамы.
«А когда мы турнепс чистили, ребятишки, те, кто убирался по лагерю, у них кровь не брали, просили: „Верка, сходи с котелком, попроси еще. Скажи, что это тебе еду“. А они видели, что у меня завязаны эти руки. Они не вынимали иголки. Они очень аккуратно брали, берегли вены», — рассказывает бывшая узница концлагеря «Маутхаузен» Вера Шефтер.
Ветеранов и узников концлагерей в суде сопровождали «Волонтеры Победы». Активисты движения слышали сотни пугающих историй из первых уст. И отмечают — такие же зверства повторяются и в наши дни.
«Даже методы убийства нацистов прошлого и неонацистов настоящего очень похожи. Например, финны на территории Ленобласти разбрасывали детские игрушки, которые были начинены взрывчаткой. Мы помним, как неонацисты в Донбассе разбрасывали лепестки. Согласитесь, очень похоже», — считает депутат Госдумы, председатель центрального штаба Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» Ольга Занко.
Признание преступлений тех лет геноцидом — это восстановление исторической справедливости, считают участники процесса. У зверств нацистов нет срока давности, но искать виновных уже бессмысленно. Задача — установить правду, которую уже не получится скрыть.
85%
-0.38 103.30
-0.64