В воздухе над Новосибирском кружат советские истребители

Для авиаторов эти полёты сродни чуду. Боевые машины времён Второй мировой гнили в болотах, но энтузиасты-реставраторы нашли, восстановили, и теперь готовятся взять курс на Москву.

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

Репортаж Лейлы Ахмедовой:

Новосибирские авиареставраторы поднимают МИГ-третий из болота в небо. Истребитель со времен Великой Отечественной войны пролежал в воде и очень плохо сохранился. Теперь - как новенький. Большую часть деталей конструкторы изготовили на местном заводе. Перед тем как встать на крыло, самолет проходит тщательный осмотр.

Этот ветеран в бой уже не пойдет, зато покажет класс на авиацинно-космическом салоне - он состоится в Москве, в середине августа. МИГ уже принимал участие в большом форуме и тогда приглянулся американскому коллекционеру, который его и приобрел. В этот раз реставраторы снова продемонстрируют возможности легендарного истребителя. В свое время в небе он был быстрее всех и выше.

Этот МИГ вселял ужас в Мессершмитов, Фиатов и Юнкерсов. Больше половины сбитых вражеских самолетов - дело его крыльев. Железная птица оказалось к тому же очень выносливой: из выпущенных трех тысяч с фронта вернулась практически половина - завидная статистика для многих других моделей.

Владимир Барсук, летчик-испытатель, директор НИИ авиации им. С.А. Чаплыгина: «На нем летать-то сложно, даже с моим уровнем, это сложный самолет. А они на них воевали, они летали ночью, летали в облаках, по приборам, которых там минимальное количество. То есть это настоящий подвиг был».

Железная птица оказалась притязательна в топливе. Керосин для нее специально привозят из Финляндии. Сложнее пришлось с двигателем,   рассказывают реставраторы, сердце самолета они позаимствовали у донора.

Максим Морозов, ведущий инженер по летным испытаниям ЗАО "Реставрация": Восстановить двигатель - это сложнее, чем самолет построить. А в Америке сохранились двигатели времен Второй мировой. Прям двигатель 1946 года. Пришел в контейнере, поставили.

Помимо МИГа, во всей красе на МАКСе покажется И-16 - он еще старше, тридцать девятого года выпуска. Новосибирские реставраторы восстановили его еще несколько лет назад. Но владелец из Новой Зеландии был неосторожен - разбил истребитель при неловкой посадке. Теперь машина снова в строю и Россию больше не покинет.

В погоне за высокой маневренностью конструкторы попытались сделать И-16 максимально легким. Самолет, по сути, деревянный: фюзеляж - из березового шпона и фанеры, каркас - сосновый или ясеневый. Легковес оказался очень неустойчивым в воздухе, за это пилоты его недолюбливали. Как скажут потом немецкие солдаты, на таком истребителе могут летать только советские летчики.

Во время войны даже указ специальный был: управлять ишачком - так его ласково называли пилоты - доверять только самым опытным летчикам. Игорь Мосейкин повидал многое, но к И-16 приноровился с трудом. Тут и шасси выпускать или убирать нужно вручную, с помощью лебедки, кабина вообще открытая, никакой автоматики, навигации. Система безопасности - только парашют за спиной.

Игорь Моросейкин, летчик-испытатель: «Это один из скоростных самолетов, который имеет скорость при посадке порядка 160 километров в час, с хвостовым колесом, требует значительного внимания, так как впереди пространство все закрыто и пространство только косвенно, боковым взглядом выдерживаешь, и при заходе, посадке, при разгоне - полоса не просматривается».

К авиационно-космическому салону реставраторы торопятся "оживить" ИЛ-2. Это он принял эстафету у «ишачка» и МИГа и стал на некоторое время основным штурмовиком. Все три модели, несмотря на возраст, в хорошей форме. Но в Москву отправятся не своим ходом. В разобранном виде их доставят наземным транспортом.



Последние новости

13:39
13:30
13:20
13:06
12:50
12:40

Сейчас читают