Когда двадцать лет назад оказалось свёрнуто большинство арктических программ, мало кто задумывался об экологии. Это только кажется, что возле Северного полюса белоснежные льды — на них огромными грязными пятнами проступают следы пребывания человека. Сотни тонн нефтепродуктов, ржавеющих самолётов и кораблей. Не говоря уже о том, что именно в Арктике находится гигантское кладбище старых ядерных реакторов.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Репортаж корреспондента Пятого канала Анатолия Майорова.
В ближайшие полтора месяца, экипаж «Профессора Молчанова» будет искать остатки мамонтов и радиации, загрязнения воды, воздуха и суши. Полсотни ученых должны поставить Арктике точный экологический диагноз. Пока больной скорее жив чем мертв, но без «прививки чистоты», ситуация может выйти из-под контроля. Уже сейчас — белая шапка планеты на самом деле — в ржавую крапинку.
Серьезную опасность для Арктики сейчас представляют железные тары ГСМ. Во многих из них — до сих пор — горючее, а из-за ветхости бочек, нефть может уйти не только в почву, но и в Северно-Ледовитый океан. Для настоящей экологической катастрофы, запасов старого горючего хватит вполне — ведь ГСМ завозили на каждую станцию.
Уникальным музейным экспонатом могут стать и эти арктические жители. Полярникам уже встречаются не белые, а черно-белые медведи — последствия визита мишек на заброшенные станции и стихийные свалки бочек с опасными отходами.
Заявления федерального правительства о генеральной уборке севера можно назвать беспрецедентными — еще никто и никогда об этом не заботился.
К поиску гармонии с арктической природой приступили после визита Владимира Путина на землю Франса Иосифа — случайно или нет — в один из самых захламленных Арктических районов. Полярники уверены, что предстоящая генеральная уборка — эпиграф новой главы освоения севера Россией.
Арктика — это не только перспективный Северный путь, это богатейшая нефтегазовая кладовая. Было бы нелепо, если б стратегические планы освоения севера рухнули под тяжестью ржавого металлолома. Впрочем, как заявляют экологи, в Арктике придется решить и проблему посложнее.
Воды Арктики — это и последнее пристанище аварийных атомных подводных лодок, а одним из первых здесь затопили ядерный отсек атомохода «Ленин». Насколько безобидны такие подарки из прошлого — выяснит не только экипаж «Профессора Молчанова», но и еще — как минимум две бригады исследователей. На этот момент, один экологический десант уже завершает свою работу на земле Франца-Иосифа.
86%
1.90 107.43
1.35