Врач Некрасова: задержка развития речи у детей может говорить о патологиях
Фото: www.globallookpress.com / McPHOTO/M. Begsteiger
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Что делать и к кому обращаться в данной ситуации?
Дети с речевой задержкой делятся на тех, кто рано или поздно все же заговорит, и тех, кому требуются специальные меры. Об этом изданию Газета.ру сообщила детский невролог Любовь Некрасова.
Причины задержки речи
По словам специалиста, причинами нарушения речи могут быть дефекты слуха и расстройства аутистического спектра (РАС). Так, в первом случае речь не формируется по причине того, что ребенок слышит звуки искаженно и не способен их корректно воспроизвести.
«Во втором случае нарушена сама основа, смысл речи — коммуникация. Не испытывая потребности в коммуникации, ребенок не развивает речь, она ему просто не очень нужна», — объяснила врач.
Она подчеркнула, что родителям не под силу самостоятельно определить, почему их ребенок молчит. Особенно это касается расстройства аутистического спектра.
Когда следует бить тревогу
Некрасова призвала не откладывать поход к врачу, если дети в полтора - два года не говорят вообще или выдают пару слов. Еще один случай - если речь в три-четыре года звучит очень искаженно.
При нарушении слуха малышу назначат слуховые аппараты, в некоторых случаях потребуется оперативное вмешательство. При РАС ситуацию может исправить специальная поведенческая терапия.
В данном случае выделяются АВА терапия, Денверская модель раннего вмешательства. Она проводится в специальных центрах, обычные логопеды-дефектологи или нейропсихологи этим не занимаются.
Если ребенок полностью здоров
При получении заключения от врача о том, что ребенок здоров, первое, что следует предпринять — это социализация. Нужно отдать малыша в детсад.
Он, оказавшись в новой обстановке, где окружение его не понимает так, как дома, начинает напрягать все силы, чтобы общаться, максимально стараться доносить свои просьбы. Также в три-четыре года, как подчеркнула невролог, дети находятся в том возрасте, когда развивается потребность в партнерской игре со сверстниками, для которой крайне необходима речь.
Помимо времяпрепровождения со сверстниками, малышу пойдут на пользу занятия с логопедом. Он обычно требуется попозже, когда речь уже появилась, но наблюдаются проблемы со звукопроизношением.
Кроме того, Некрасова поделилась, что здоровые дети, начавшие говорить поздно, могут очень быстро сравняться с ровесниками. Так происходит чаще всего, но не всегда.
«Нередко поздняя речь является сигналом определенных особенностей ребенка. У таких детей даже с логопедической поддержкой позже развиваются все этапы и виды речи, как устной, так и письменной. У них чаще бывает дислексия и дисграфия. Они чаще вынуждены продолжать занятия с логопедом даже в школе», — сказала специалист.
Предотвратить это нельзя, предупредила эксперт. Существенной разницы при раннем начале занятий не будет - такие дети обычно добиваются успехов в точных науках.
Невролог посоветовала не обращаться к логопедам, которые сами, минуя врачей, назначают медицинское обследование (ЭЭГ, УЗДГ), рекомендуют дополнительные консультации у нейропсихолога, а также делают упор на такие методики, как массаж языка и артикуляционных мышц. Данные методы, как отмечается, не являются эффективными.
Ранее 5-tv.ru писал о симптомах, которые указывают на детский инсульт.
Читайте также
86%
0.46 106.08
0.27