В кабине находились посторонние: почему 14 лет назад разбился самолет с президентом Польши Качиньским
Авиаэксперт Попов: на пилотов самолета с Качиньским оказывали давление
Фото, видео: Астапкович Владимир / ТАСС; 5-tv.ru
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
На антирусской истерике партия «Право и справедливость» брата погибшего политика пришла к власти.
Скорбная дата в новейшей истории Польши. 14 лет назад под Смоленском разбился самолет, который перевозил делегацию страны во главе с президентом Лехом Качиньским.
Все пассажиры погибли. Долгие годы Варшава вела расследование, не гнушаясь обвинениями в сторону Москвы, пока в минувшем году в деле не была поставлена точка.
Причиной катастрофы была однозначно названа ошибка экипажа. Однако до сих пор в Польше есть те, кто продолжает использовать трагедию для решения политических задач — корреспондент «Известий» Виктор Синеок продолжит.
За 14 лет в этой истории много раз можно было поставить точку. Но очередную годовщину крушения самолета президента Качиньского поляки встречают все в том же состоянии неопределенности. Власти страны так и не сообщили: будут следовать фактам или биться в антироссийской истерике?
«Произошла страшенная трагедия, а польские политики цинично играют на чувствах людей! Манипулируют ради внутреннеполитической выгоды и для давления во внешней политике», — говорит политолог, журналист Мацей Вишневский.
10 апреля 2010-го, утро, военный аэродром Смоленск-Северный. Первые минуты после катастрофы.
Под обломками 96 пассажиров и членов экипажа ТУ-154М. Польша в одно мгновение потеряла президента, высшее военное руководство, часть парламента.
Расследование началось практически сразу. Россия допустила польских представителей и оказала максимальное содействие.
Но выводы, сделанные МАК, официальная Варшава не приняла. Созвала свою комиссию под руководством одиозного бывшего министра обороны — русофоб Мачеревич тут же свое звание подтвердил.
«После Смоленска, можно сказать, стали первой большой жертвой терроризма, в современном конфликте, который разыгрывается на наших глазах», — говорил Антоний Мачеревич.
При том, что официальные причины крушения уже названы. Самолет президента садился в тумане, диспетчер предлагал уйти на запасной аэродром — в Минск или Витебск.
Но на записях с бортовых самописцев слышно: пилотам кто-то другой отдает приказы. Чуть позже решение принято — и главному пассажиру не перечат.
Но этим фактам польская подкомиссия противопоставила политизированные, а, главное, глупые обвинения. О якобы заложенной в салоне бомбе за год до взрыва во время ремонта в Самаре. Мачеревич выступал на конференциях, собирал митинги.
«Псевдо, грубо говоря, отчет комиссии Мачеревича — это не отчет, он ни к чему не привел. Это даже поляки говорят: они десять лет пилили бюджет, распилили пару миллионов», — отметил польский журналист Сергей Гречушкин.
Как потом выяснилось, распилено гораздо больше: 8,5 миллиона долларов ушло на работу комиссии, и 12 стоил уничтоженный ей для «эксперимента» еще один ТУ.
Но при этом ни одного доказательства так и не представили. Самолет — очевидно — врезался в землю при посадке.
В окончательном отчете МАК однозначный вывод — следов взрывчатки на обломках не нашли. Подробно исследовали детали: от верхушки дерева, которое задел борт, до его обломков.
Сделали натуральную выкладку элементов и выводы из записанных фраз. В кабине при посадке находились посторонние — предположительно, главком Воздушных сил передавал приказы президента.
«Давление на экипаж, я думаю, что был очень серьезный прессинг. Они не могли сопротивляться. Поскольку они были молодые все. Экипаж чуть за 30 лет», — считает заслуженный военный летчик РФ, международный авиаэксперт Владимир Попов.
Но на антирусской истерике партия «Право и справедливость» брата погибшего Качиньского пришла к власти. И продержалась там восемь лет.
«За восемь лет просто эта тема, она себя изжила. Политические элиты, которые были у власти эти восемь лет, они поставили Польшу в очень сложную ситуацию», — говорит директор НИИ государственной политики и управления отраслевой экономикой ГУУ, доктор политических наук Олег Судоргин.
Власть в Польше поменялась — новый премьер Дональд Туск расправляется с оппонентами. И скандальную подкомиссию решено было распустить, а в министерстве национальной обороны пообещали проверки.
Казалось, взялись за ум? Нет — спустя месяц польское расследование решили продолжить, чтобы не злить электорат перед предстоящими выборами. Объяснять причины смерти своего президента под Смоленском полякам власти, возможно, не будут еще несколько лет.
Читайте также
87%
-0.06 105.46
-0.25