Эксперты считают, что эта мера сделает рынок более прозрачным.
Фото, видео: © РИА Новости / Алексей Сухоруков; 5-tv.ru
Российский рынок автозапчастей ждут перемены. Чтобы уберечь его от подделок, на детали — как импортные, так и отечественные — предлагают наносить QR-код. Ведь сейчас никакого механизма контроля по сути нет.
Благодаря маркировке, по мнению экспертов, рынок станет прозрачным, а владельцы машин будут тратить на ремонт меньше денег и нервов. Корреспондент «Известий» Станислав Григорьев все объяснит.
Автолюбитель из Петербурга Андрей сокрушается над собственным легкомыслием. Он купил контрафактную запчасть в надежде сэкономить на ремонте. Но не сэкономил.
«Плановая замена ремня ГРМ, покупка на Богатырском рынке, детали, обошлись мне в капремонт двигателя», — отметил Андрей.
В России настоящий бум подделок на рынке деталей для машин. Когда из страны ушли проверенные бренды, в магазины хлынуло невесть что. Интернет переполнен роликами про запчасти, сделанными «на коленке».
В Минпромторге России придумали, как с этим бороться — рассматривают возможность маркировки автозапчастей. Вот такие QR-коды будут клеить после того, как деталь пересечет границу, если она импортная. И сразу на заводе, если отечественная.
Автомобильные покрышки в нашей стране маркируются уже несколько лет, а вот теперь речь зашла о том, чтобы маркировать рычаги подвески и рулевые тяги. Авторы этой идеи утверждают, что качество этих деталей после маркировки повысится.
Вместе с директором крупного московского СТО, смотрим машины, которые пришли в ремонт. Вот здесь потек сальник, а здесь весь кузов пришлось отрывать от рамы, чтобы найти неисправность. Сервисмен говорит, если путь каждой детали будет известен, проблем с ремонтом будет меньше.
«Уберет с рынка не просто недобросовестных, а просто неадекватных продавцов», — отметил директор автосервиса Александр Гоман.
Но есть и нюанс. Не все сервисы, например, готовы содержать на зарплате отдельного специалиста по запчастям. Не все детали приходят к подъемнику из магазинов. Некоторые приобретаются на зарубежных маркетплейсах у мелких поставщиков.
«Он продает вам как конечному потребителю, значит, он и списывает. Значит, и он должен быть в „Честном знаке“ со всеми этими делами. А им это надо — с этим связываться?» — подчеркнул Гоман.
Автоэксперты утверждают: в случае введения маркировки на запчасти покупатель сможет во всех подробностях узнать происхождение детали, но по-прежнему останутся вопросы к ее качеству.
«Придется маркировать не только оригинальные заводские запчасти, но и неоригинальные аналоги. Появится необходимость отделить каким-то сложным техническим способом неоригинальные аналоги хорошего качества от чистого контрафакта», — отметил автоэксперт Дмитрий Попов.
Продавцам придется налаживать новые бизнес-процессы, связанные с маркировкой. Покупать сканеры, обучать персонал.
«Это действительно „удорожает“ любого участника сети, потому что при перепродаже вы оформляете документы не только на таможне ГТД, номера государственной таможенной декларации, не только с НДС, но до последней продажи в руки розничному покупателю», — подчеркнул член правления Союза автосервисов Илья Плисов.
Впрочем, представители системы «Честный знак» все равно с оптимизмом смотрят в будущее. Там ссылаются на уже известный опыт маркировки все тех же автомобильных шин.
«Ни в одной из 17 товарных групп маркировка не отразилась на цене. Согласно расчетам специалистов НИФИ Минфина, рост конечной стоимости за счет внедрения маркировки оценивается не выше 1,5% за шесть лет», — отметили в «Честном знаке».
Поэтому обычным потребителям остается только ждать решения правительства. Именно после него на каждой железке из автомагазина может появиться характерная белая бирка, уже знакомая нам по другим группам товаров.
Читайте также
80%
0.11 106.14
0.30