В тайгу за шишками ходят практически все. Благо собирать их можно без ограничения — как бы для личного потребления. Семьи запасают разом сразу по несколько тонн.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Репортаж корреспондента Пятого канала Алексея Збарского.
Мужская половина семейства Комаровых идёт собирать урожай. Павел Васильевич с сыном и зятем уже прошагали 9 километров от своего поселка по колено в снегу, чтобы найти место, где усыпанные шишкой кедры стоят вплотную друг к другу.
Такого обильного урожая кедрового ореха в Еврейской автономии не было 10 лет, и за шишкой сейчас не ходят только ленивые и немощные. Небольшие группы добытчиков — их зовут шишкарями — в местной тайге встречаются едва ли не на каждом шагу. Орех можно выгодно продать, хотя добыча и сопряжена с определенной опасностью.
Павел Комаров: «Опасно конечно — много людей падает... Тут бригада рядом работала — просили помочь, человек у них упал, пришлось выносить — на носилки привязывать и выносить».
Забираться приходиться на высоту до 30 метров. Шишками обычно усеяна верхушка кедра — подойти к ним вплотную достаточно сложно, чем выше — тем тоньше ветки. Тот, кто наверху или сбивает шишки рогатиной или срывает руками. Те, кто внизу, собирают урожай в мешки.
Лишних рук в тайге не бывает, поэтому, чтобы трудовой ресурс не простаивал меня тоже записали в шишкари. Вообще для собственных нужд орех можно заготавливать в неограниченном количестве. Основных правил три — не портить деревья, не упасть с высоты и не получить шишкой по голове.
Затем следует самый трудоемкий этап — шишку размалывают на так называемом станке — это наскоро сколоченный стол со щелями, куда проваливается орех. То, что упало надо трижды просеять. Носить в деревню шишку просто нерентабельно.
Рекордный урожай сборщиков особо не радует — законы рынка действуют и в тайге. Обильные заготовки вызвали кризис перепроизводства. Оптовые заготовители ореха предлагают слишком низкую цену. Если в прошлом году за килограмм можно было выручить до 200 рублей, в этом перекупщики дают максимум 70. Поэтому свои 10 мешков Ольга Уланова пока продать не смогла.
Ольга Уланова: «Конечно, все заработать хотят. Полпоселка без работы сидит, конечно, заработать хочется — заготовили много, в каждом дворе орех есть, а сбыть некуда...»
Те, кто ждать не может, выходят на федеральную трассу — Чита-Хабаровск, в надежде заработать хоть сколько-нибудь. День считается удачным, если удаётся продать хотя бы 3 пакета орехов по 100 рублей за каждый.
Екатерина Казакова: «Хорошо если один пакет к вечеру остается... Вот так и хожу от одного столба до другого».
Теперь заготовщики и перекупщики будут меряться терпением — орех без потери своих качеств может пролежать 2 года. Шишкари надеются, что урожай следующего года будет скромнее.
93%
1.15 106.10
0.15