Российские проводники поездов рассказали о своей работе

Фото: © РИА Новости/Илья Питалев
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
В служебные обязанности хранителя вагона входит намного больше, чем видят пассажиры.
Они не просто разносят чай в подстаканниках — они дирижируют симфонией дорог. Их мир начинается там, где рельсы растворяются в горизонте, а время измеряется не минутами, а станциями: «Москва-Ярославская», «Екатеринбург-Пассажирский», «Владивосток-Вокзал».
Проводники — это те, кто работает под убаюкивающий гул колес, знает, как пахнет рассвет в сибирской тайге и чем отличается свисток локомотива в дождь от свистка в метель. Их воспоминания содержат тысячи человеческих историй: здесь студент с гитарой делится мечтами о Байкале, бабушка в платке достает из узла пироги с капустой, а бизнесмен впервые за год выключает ноутбук, чтобы просто смотреть, как за окном плывут березовые рощи.
Они — часовые комфорта в царстве хаоса: умеют усмирить пьяного пассажира шепотом, помогут найти потерявшуюся в купе сережку и за пять минут организуют детский праздник с конфетами из собственного запаса. Их руки помнят, как за час помочь ста пассажирам заправить постели, а сердце — как не расплакаться, когда ребенок вручает им рисунок со словами «спасибо, дядя/тетя проводник». Они знают, что поезд — это не транспорт, а временная вселенная, где люди становятся чуть добрее, чуть искреннее, пока за окном мелькают телеграфные столбы, словно пунктир между прошлым и будущим.
Кто не хотел заглянуть в их мир? Туда, где в сумке проводника рядом с устройством контроля электронных билетов лежит засушенный цветок с алтайских полей, а под подкладкой формы — записка от родных, которые очень ждут дома.
Проводник пассажирского вагона Юлия рассказала в интервью YouTube-каналу «Раскадровка» о всех тонкостях своей профессии. 5-tv.ru подготовил материал о старой, но малоосвещенной и очень важной работе.
С чего начинается день проводника
Работа бортпроводника требует внимания к деталям и способности создавать комфортную атмосферу для пассажиров. Каждый день начинается с серьезной подготовки — не просто рутина, а полноценный ритуал. Сотрудникам железных дорог нужно убедиться, что все готово, чтобы поездка могла начаться без забот и неудобств.
«Пока наши пассажиры пакуют чемоданы, собираются в поездку, мы подготавливаем состав, заходим в купе, формируем столики, смотрим, чтобы все уже лежало, все было подготовлено к приему пассажиров. Включаем телевизоры, свет по купе, чтобы, когда пассажир заходит, в него уже показывал телевизор. Столик был сформирован, и все было готово к его комфортной поездке», — рассказала Юлия в интервью YouTube-каналу «Раскадровка».
После подготовки, работы меньше не становится: приветствие пассажиров, помощь с размещением багажа, предложение напитков и других услуг. Каждый момент важен, и каждая улыбка — это вклад в создание теплой атмосферы.
Проводник не просто проверяет билеты на входе, он своеобразный гид по миру поезда, который спасет в любой ситуации и найдет выход даже из самого трудного положения. Каждая поездка — это не только способ перемещения из точки А в точку Б, но и возможность для пассажиров расслабиться, насладиться путешествием и забыть о повседневных заботах. Поэтому в задачу проводника также входит создать максимально комфортные условия. На дальних рейсах проводник становится почти членом семьи: он знает, кто любит чай с тремя ложками сахара, кому нужно лекарство в пять утра.
Здесь рождаются легенды: как в метель на Урале проводница 12 часов грела замерзшего щенка под курткой, или как целый вагон пел под гитару, чтобы скрасить десятичасовую задержку.
Неочевидные обязанности
Многие считают, что обязанности бортпроводника заканчиваются теми, что видны пассажирам. Однако это далеко не так. «Хранитель вагона» имеет еще массу поручений, который он должен выполнять ежедневно.
«Необходимо следить за санитарным состоянием вагонов в пути следования. По большей части то, что они все не видят, происходит у нас в служебном купе, когда мы следим за приборами и занимаемся с документами, которые также ведем. При обслуживании пассажиров ведется учет всего, что у нас расходуется», — рассказала проводница.
Мало кто знает, однако проводник также заботится о безопасности. Тщательная проверка состава на предмет угроз — это крайне важная задача, которую они выполняют с ответственностью. Редки, но все же возможны случаи попыток подрыва поезда, поэтому бдительные сотрудники изучают каждую деталь еще до появления пассажиров.
«Мы обязательно проводим осмотр под вагоном оборудования на предмет посторонних предметов. Также в парках работают и другие службы транспортной безопасности, и мы, соответственно, тоже», — поделилась Юлия.
Эта работа требует высокой степени самоотдачи и готовности к любым форс-мажорным обстоятельствам.
Провожать — все равно что отпускать птиц
Поезд — это не просто металлическая бездушная конструкция, которая следует по заранее установленному расписанию. Это настоящая капсула времени, где каждая секунда, проведенная в пути, может растянуться в бесконечность. Именно здесь, среди мерного стука колес, разворачиваются самые разные человеческие судьбы.
Проводники, работающие в этих вагонах, знают о магии поезда больше, чем кто-либо другой. Пассажиры оставляют здесь не только физические следы в виде мусора или забытых вещей, но и обрывки своих личных историй — романтических, трагических, вдохновляющих.
«Много таких рейсов, когда кто-то кого-то провожает или встречает. Влюбленные встречаются, расстаются. Трогательно смотреть на них, как они не могут друг с другом расстаться и очень переживаешь, когда они начинают бежать за вагоном, потому что каждый их неосторожный шаг или движение, мы понимаем, чем может закончиться, и они волнительно, бегут, а мы волнительно провожаем», — рассказала Юлия в интервью.
Эти сцены, разворачивающиеся в дверях вагонов, напоминают фрагменты бесконечного сериала.
Самое любимое в работе у хранителя вагона
Юлия работает проводником уже целых 28 лет, и за все это время ее любовь к профессии только крепче становится. Каждая поездка для нее — не просто работа, а настоящая страсть. На собственном примере она показала, что значит быть проводником.
Южное направление — это не просто привычный маршрут, это настоящая палитра красок. Каждое путешествие приносит с собой незабываемые впечатления и новые знакомства. Особенно восхитительно на юге весной, когда утреннее солнце пробуждает природу, а поля наполняются яркими цветами, распускающимися будто на глазах. В такие моменты Юлия понимает, насколько прекрасна ее работа.
«Смотришь, вроде и едешь из года в год в одном и том же направлении и каждый раз смотришь, как природа просыпается или потом природа засыпает…» — вспоминала Юлия в интервью YouTube-каналу «Раскадровка».
Рабочие поездки подразумевают строгие графики, и времени для блужданий по городам зачастую нет. Но и проводницам улыбается удача насладиться некоторыми из городских видов.
«Многое видишь, пока едешь по… городам, потому что все равно дорога то проложена в большинстве своем не по окраинам, а в город заезжает… В южном направлении — морское побережье, корабли…», — отметила проводница.
Ранее 5-tv.ru писал о том, что Кабмин разрешил использовать биометрию при посадке на поезда дальнего следования.


0.02 92.00
-0.34