80 лет исполнилось бы сегодня Андрею Тарковскому. Не так уж много, но больше четверти века кинорежиссера уже нет в живых. Один из самых знаменитых и почитаемых в мире, у себя на родине он оказался и любимым, и гонимым...
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
О гениальных деталях, фильмах не для дураков и человеке, который увидел ангела, - корреспондент Пятого канала Елена Горшенина.
Он написал музыку почти ко всем фильмам Тарковского, но от этого творческого союза осталась лишь одна фотография. Режиссеру, вспоминает Эдуард Артемьев, всегда не хватало времени, и тратить его на пустую болтовню он не любил. Всегда все по делу, так что виделись мало. При первом же заказе Артемьеву Тарковский установил высокую планку: его музыка должна быть не хуже, чем в картине Андрей Рублев.
Эдуард Артемьев, композитор, народный артист России: «Он сразу меня на место поставил. Сказал, что для него лучше Овчинникова нет, но раз уж у них не сложилось, то пускай буду я. Для меня это стало стимулом».
Так Эдуард Артемьев стал первым в Союзе саунд-дизайнером, специалистом "по шумам", как говорил сам Тарковский. К музыке он прибегал только в крайнем случае, когда языка киноискусства не хватало. И продумывал каждую деталь.
Например, это трехминутное отражение стало первой работой в кино будущего режиссера фильма "Письма мертвого человека" Константина Лопушанского.
Константин Лопушанский, режиссер: «Я здесь делал травку, подкладывал ее. Там все было продумано до мелочей, и Тарковский говорил: "Ты тоже так будешь думать над фактурой". Это - самое важное в кино».
О судьбе Тарковского его ученики говорят - непредсказуема. Первый его полнометражный фильм "Иваново детство" получил на Венецианском фестивале Золотого льва, но уже второй - «Андрей Рублев» был запрещен в советском прокате. Зрители его увидели только спустя пять лет после выхода, да и то в сокращенном виде. К этому времени для всего мира Тарковский был гением, у себя на Родине - диссидентом. Но несмотря на все сложности, режиссер работает - на экраны выходят "Солярис", "Зеркало" и "Сталкер". Каждый этот фильм, как поступок.
Замедленный темп и насыщенное пространство кадра - для Тарковского самым важным в кино был язык, а зритель требовал стремительного сюжета. Картины режиссера понимали не все. Из кинозалов порой уходили, а артистов призывали не сниматься в халтуре.
Юрий Назаров, актер, народный артист Российской Федерации: «Он снимал кино не для дураков! Над его работами надо было думать! А тогда, да и сейчас, все пытались халуйствовать. А он снимал настоящее кино».
Последние две ленты Тарковский снимал уже за рубежом. В Союзе денег на съемки ему не давали. Оба фильма - автобиографические: "Ностальгия" - о тоске по Родине, "Жертвоприношение" - о борьбе с болезнью. Тарковский предчувствовал свою смерть, но никогда ее не боялся. На его могиле на русском кладбище Сен-Женевьев-де Буа близ Парижа надпись "Человеку, который увидел ангела".
86%
1.90 107.43
1.35