На юге России подсчитывают убытки от засухи. Лето только началось, а погода уже грозит бедствием. Плюс сорок - с начала мая, дождей нет, и посевы наверняка погибнут. Урожая ждут на треть меньше обычного, а ущерб исчисляют миллиардами. В опасности большинство аграрных областей: Ростовская, Воронежская, Саратовская, Астраханская, Волгоградская.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
В Оренбуржье вдобавок к засухе началось нашествие саранчи, а в Курской области, напротив, зерновые побило ливнями. Один за другим регионы объявляют режим чрезвычайного положения. На жарком Ставрополье побывал наш корреспондент Константин Крылов.
Могучие тракторы и комбайны в крупнейшем зерновом совхозе Октябрьский стоят без дела. Из-за аномальной жары у крестьян в самый разгар рабочего дня - своеобразная сиеста. По новому графику работают с 4 утра до 11. Хватает дел только у маленького "Беларуса" - водой из бочки пытаются прибить к земле пыль, от которой этим летом просто некуда деться. Люди и техника не выдерживают экстремальных температур. Но сильнее всего погода сказалась на урожае озимых.
Николай Напханюк, генеральный директор ЗАО "Октябрьский": «Тут убирать бесполезно - если будет 2-3 центнера с гектара, это даже затрат на горючее и комбайны не покроет».
Из 12 тысяч гектаров пахотной земли в совхозе половина в этом году не принесет никакого урожая. На такой ржи разве что овец пасти - сокрушаются рабочие. С конца января до начала мая ни разу не было дождя. Те, что выпали позже, на пользу скорее сорнякам, чем злаковым культурам.
Сергей Чабан, главный агроном ЗАО "Октябрьский": «Зерно сформировалось, но мы его просто не сможем убрать. Вот на такой высоте идет жатка, даже макушки не захватит».
Выездная комиссия ставропольского Минсельхоза осмотрела посевы в 11 хозяйствах. В 8 из них ситуацию признали критической. На востоке края из-за засухи объявили чрезвычайное положение.
Владимир Колбасин, заместитель главы администрации Левокумского района: «Чрезвычайная ситуация распространяется на весь район. Некоторые предприятия пострадали меньше, некоторые больше, как здесь - половина. В целом по району 27 процентов площади, которые убирать невозможно».
В Ставропольском крае, где нет полноводных рек и крупных природных водоемов, сельское хозяйство особенно сильно зависит от капризов погоды и систем искусственного орошения. Сельхозпроизводители говорят, что уже сейчас в начале этого жаркого и засушливого лета, они готовятся подсчитывать убытки. Вот здесь, например, видно, что за последние несколько дней, температура в которые держалась около сорока градусов, это водохранилище обмелело практически на полметра.
Система мелиорации, которая активно использовалась в советское время, сейчас пришла в полный упадок. На искусственном орошении - менее половины всех полей. Как следствие - засуха снова застала крестьян врасплох.
Анатолий Куценко, первый заместитель министра сельского хозяйства Ставропольского края: «По нашим подсчетам ущерб уже более два миллиардов рублей. Теперь задача стоит убрать то, что осталось на полях, то, что еще не списано».
Спасать надо не урожай, а сами хозяйства - говорят на селе. Банки, которые дают крестьянам кредиты, готовы идти на пролонгацию договоров. Теперь слово за правительством - будут ли субсидировать ставку по уже продленным займам - должны решить на федеральном уровне. Власти могут пойти на уступки и по налоговым требованиям.
Николай Напханюк, генеральный директор ЗАО "Октябрьский": «Правительство должно к нам повернуться. Мы не просим, не то, чтобы стоим на коленях, мы говорим: нам в этом году трудно, помогите - мы потом рассчитаемся».
В этом году государство впервые предложило новую форму защиты для сельхозпроизводителей. В таких ситуациях, как на Ставрополье, бюджет возмещает страхОвщикам половину выплаты. Но во всем крае застраховано не более трети урожая. И это едва ли не самый высокий показатель в России.
86%
1.90 107.43
1.35