Российский театр переживает утрату, невосполнимую - так говорят сегодня многие. Ушёл из жизни Пётр Фоменко. Знаменитый театральный режиссёр и педагог умер от сердечного приступа на 81 году жизни. Когда он был студентом МХАТа, консервативные академики говорили, что его идеи "глубоко противопоказаны великой школе русского театра". А Фоменко - всей своей жизнью - доказал обратное.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Более 60-ти спектаклей, и каждый - событие. Своих учеников любил как детей, а они его - боготворили. Коллеги - безмерно уважали. Похоронят Петра Наумовича в субботу. Уже исторические кадры – в материале Алексея Лазуренко:
Он ушел как-то не по-фоменковски тихо. Антагониста театра не стало в межсезонье. Мастерская Петра Фоменко - целый театральный остров в центре Москвы - сегодня пустынен. И только цветы, что несут к его портрету - первая драма, которую сам Мастер здесь не ставил.
В детстве Петр Фоменко учился на скрипача, но всю жизнь играл на струнах человеческих душ. Ну и нервах советских чиновников. Впервые хулиганом его еще в школе-студии МХАТ признали, когда отчислили, заявив: Фоменко противопоказан великой школе русского театра. А тот всегда парировал: классика в театре должна выглядеть так, будто все случилось только вчера.
ГИТИС он, впрочем, позже закончил. Но бунтарский дух к тому времени только окреп. Цензура закрывает его спектакли, критика называет осквернителем праха русской классики. Из столицы Фоменко бежит сначала в Тбилисский театр Грибоедова, а потом - в Ленинградский театр комедии. На какое-то время даже становится его худруком. Тот период до сих пор здесь вспоминают как светлое время перемен.
В 1980-х Фоменко возвращается в столицу. И, вместе с постановками в театрах Маяковского и Вахтангова, начинает преподавать в ГИТИСе. Так и рождается легендарная мастерская. Те, кто ее прошел, говорят: это не просто школа театра, это - школа жизни (см. видео).
К тому времени, когда мастерская превращается в театр, Петра Фоменко уже без стеснения называют гением и классиком. Здесь не было и нет спектаклей без аншлагов. Даже несмотря на то, что в год их - больше 300.
Секретов такого успеха маэстро не скрывал: делать иначе, чем у других и держать удар критики. Пройдя непростой путь, Фоменко любил повторять: иногда страдание обогащает. Возможно, потому, то, что он делал на телевидении в годы гонений и безденежья, запомнилось больше всего.
"На всю оставшуюся жизнь" - жемчужина из коллекции фильмов о войне. Фоменко там еще и пел…
Он народный артист России, лауреат Госпремии, обладатель орденов "За заслуги перед Отечеством" трех степеней. Мастерская Фоменко много лет не уходила с театральной премии "Золотая маска" без наград. Последний раз отдельную "Маску" приготовили и ему самому - за вклад в искусство. Но режиссер-легенда на церемонию не пришел. Тогда многие шептались: Петр Наумович говорит, что публичность слишком соблазнительна, вот и снова пытается ее избегать. Но тихо уйти насовсем у него уж точно не получится.
86%
1.21 108.87
1.44