Выкинули из искусства за долги: 91-летний автор монумента на на Поклонной горе остался без крыши над головой
В Москве без жилья остался ветеран - автор монумента Победы на Поклонке. 91-летний художник лето провел в Подмосковье, а когда вернулся, с удивлением обнаружил, что остался без крыши над головой. Дверь в его квартиру-студию кто-то заменил.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Что произошло и кто ответит, выяснял наш корреспондент Алексей Лазуренко:
Эти пожелтевшие квитки, кажется, вызывают у Сергея Агапова истинное вдохновение. Память его уносит в те времена, когда творец работал над собственной мастерской.
Сергей Агапов,художник: «Там вообще ничего не было, черный чердак. Соседи вешали белье там ходили, помои у них там были, бензин хранили, которые более пронырливые. Запасник такой якобы».
156 квадратных метров, нависающих над проспектом Мира. С 1968 года в этом пространстве жил его гений. Конечно, Агапова пытались «уплотнить» и в советские времена. Но тогда с одним из создателей мемориального комплекса на Поклонной горе ни одному объединению было не справиться. Зато в новой России монументалиста не пожалели. Однажды приехал с летней дачи, а дверь в мастерской новая. И ни одни ключи не подходят.
Сергей Агапов, художник: «Если б мне выдал Союз художников мастерскую, а потом сказали «вот, ты не прав» и взяли. А когда мою мастерскую, я им принес на блюдечке. И когда они у меня ее оттяпали, сказали - нет, это наше».
«Принес на блюдечке» - значит перешел из подмосковного Союза художников в столичный, объясняет Агапов. Причем якобы после долгих уговоров. Но чиновники от искусства такого не помнят.
Все обвинения Агапова Союз художников отвергает. Искусство и деньги здесь просят не путать, объясняя простейшие схемы обретения мастерских.
Алексей Петров, заместитель председателя правления московского Союза художников: «Договор заключается между союзом и городом, а союз уже распределяет между художниками. По сути, он задолжал городу. И мы такую сумму, 165 тысяч, найти нигде не можем.
Традиция селиться где-то рядом с большим советским небом зародилась у творцов в эпоху позднего сталинского монументализма. Тогда строили дома, под крышей которых можно было организовать мастерские. В коммунальных координатах капитализма, в небесных апартаментах с большими окнами значатся пент-хаусы. Поэтому теперь там мастерских практически не осталось.
Вячеслав Гуменюк, уполномоченный по жилью: «В Москве таких мастерских, по моим данным, 77. В Центральном округе - 49, по остальным - один, два, незначительные цифры».
Вот потому на проспекте Мира почти сразу поселился другой художник. Оставшиеся за новой дверью вещи Агапова увезли на склад. Забирать оттуда огромные картины, ветерану живописи оказалось некуда. А потом потерянное творчество его семья обнаружила на интернет-аукционе. Были, правда, картины и дороже. Были - потому, что быстро разошлись.
Теперь Сергей Агапов вместо картин пишет письма. Прикладывая счета оплаты. Художник уверяет: по существовавшему договору, городу он ничего не должен. А нового никогда не подписывал.
91-летний художник твердо намерен вернуть себе мастерскую. Чтобы снова взять в руки кисть. Битвы должны отражаться на полотнах и жизнь не должна этому мешать, уверен он.
86%
1.90 107.43
1.35