«Аврора» на перепутье: уже не боевой корабль, но ещё не экспонат. Моряки отказываются выполнить приказ и не покидают крейсер
Легендарный крейсер «Аврора» ушел в глухую оборону. Матросы, охраняющие корабль на этой неделе отказались выполнить предписание командования и покинуть судно, которое передано музейщикам. Крейсер лишен статуса военного корабля и стал экспонатом. Но корабль-музей и музей в виде корабля - две разные вещи.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Команда судна выступила против такого решения военного министерства. Моряки считают, что это погубит символ революции - для них «Аврора» - прежде всего корабль. Потому стоят на своём и пишут пронзительные письма с просьбой вернуть всё как было. Наш корреспондент Дмитрий Пищухин разбирался в теме:
Получив тысячу с лишним пробоин, она чудом выжила в Цусиме. По чистой случайности стала глашатаем революции. Ее пытались растащить на сувениры. И превратить в место модных тусовок. Но то, что происходит сегодня, «Авроре» даже не снилось. Лишившись военного статуса «корабля номер один», крейсер стал просто одним из филиалов Военно-Морского музея. Вооруженные швабрами и пожарными шлангами, матросы готовы отстаивать судно, как собственный дом. Пока на «Авроре» висит Андреевский флаг, свой пост так просто никто сдавать не намерен.
На этой неделе за личным составом «Авроры» уже приезжал спецтранспорт, чтобы увезти их в Выборг для дальнейшего прохождения службы. Команда приказу не подчинилась и уже несколько дней живет, словно на осадном положении.
Нельзя разговаривать, но можно писать. В обращении к верховному главнокомандующему матросы просят оставить крейсер в составе ВМФ и присвоить ему особый статус, как у президентского полка. Научные сотрудники с военным кораблем просто не справятся.
Игорь Курдин, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников: «Вчерашняя попытка убрать оттуда матросов привела бы к тому, то сегодня некому бы было поднимать на ней флаг. «Аврора» - это живой корабль, и относиться к нему, как к военному городку, согласно паспорту Военно-морского музея - это ни в какие ворота не лезет».
Оппонентов этой маленькой военной реформы пугает, что как только корабль окажется в руках гражданских, палубы и каюты корабля, названного по имени Богини утреней зари, будут осквернены. Крейсер уже не раз мелькал в фильмах для взрослых и сдавался под корпоративы. Одна из таких вечеринок журнала «Русский пионер» прогремела на всю страну, не хуже выстрела в октябре 1917 года.
Анатолий Бажанов командовал «Авророй» в то самое время, когда состоялась скандальная вечеринка. Сразу после инцидента его уволили и заговорили о новом статусе корабля.
Анатолий Бажанов бывший командир крейсера «Аврора»: «Я не чувствую свой вины, потому что при мне его никто никуда не снимал».
При этом Бажанов считает, что если крейсер военные оставят совсем, корпоративы и оргии покажутся детской шалостью.
Ослабление армейской дисциплины чувствуется на корабле давно. Около года назад матрос не смог остановить трех анархистов, которые взобрались на мачту и подняли над символом октябрьской революции пиратский флаг с Веселым Роджером. После этого случая команду на корабле заменили, а бесплатное посещение прекратили. Теперь сюда пускают только экскурсионные группы.
Чисто теоретически «Аврора» вполне может отправиться в свободное плавание и стать украшением любого военно-морского парада. Для этого достаточно установить на нее двигатель, винты, отрегулировать рулевое оборудование и в путь. Во время последней реконструкции инженеры предлагали оставить корабль на плаву. Вы только представьте, многотонный крейсер срывается с якоря и выходит в Большую Неву. «Этак она еще и стрельнуть может, холостым», - подумали военные и от смелой идеи конструкторов решили отказаться.
В современной истории «Аврора» стреляла лишь однажды. Рекламная компания одной фирмы больше напоминала хулиганскую выходку. Под покровом ночи, несколько человек доплыли до корабля по Неве, взобрались на палубу по цепям швартовой бочки и засунули в пушку пиротехнику.
Сергей Овсянников, инженер-судостроитель, главный конструктор последнего капремонта «Авроры» (1984 -1987): «Авророй» некому заниматься, очень трудно ее обслуживать. Последние два года даже лампочки покупал военно-морской музей».
Сергей Овсянников знает «Аврору» как родное дитя. Он участвовал в последнем капремонте корабля в середине 1980-х. На этих кадрах - проводы боевого, но давно не дееспособного крейсера в сухой док. После музейной перестройки «Авроре» целиком заменили подводную часть корабля, трубы и внутреннюю отделку. Несмотря на новодел, никто даже не мог заикнуться о том, чтобы вывести корабль из состава флота.
Сергей Овсянников, инженер-судостроитель, главный конструктор последнего капремонта «Авроры» (1984 -1987): «Не важно, кто обслуживает «Аврору», то ли это сотрудники музея, то ли это сотрудники ЖКХ, то ли это работники военного городка... Главное, чтобы каждый из них соблюдал требования, которые изложены в документации».
Подлинный остов «Авроры» уже четверть века ржавеет в Лужской губе, под Петербургом.
Вадим Аристов, историк, краевед: «Вон, видите, читается контур? Когда штормит, то не видно. Вы знаете, для многих людей шок, когда летом приезжают и спрашивают, а что лежит. И между делом сторож выходил и говорил: «Так это «Аврора»! В Петербурге не то, там макет. Вот она реальная».
В хорошую погоду и во время отлива проржавевший корпус «Авроры» может целиком показаться из воды. Существует несколько версий, почему легендарный крейсер и символ революции оказался на дне. По одной из них, металлический корпус заполнили камнями и утопили, превратив в волнорез. По другой - корабль утонул сам, из-за того что был плохо пришвартован к берегу.
Судно, а точнее то, что от него осталось, давно стало местной достопримечательностью. Поговаривали, что в конце 1980-х в каждом втором доме попадались части легендарного корабля. Но, скорее всего, это миф - все, что можно было стащить, пропало еще на заводе.
Вадим Аристов, историк, краевед: «Предприимчивые наши рабочие начали выбивать из него заклепки, брать часть тика - драгоценное дерево, которым был обшит корпус. Стали из этого мастерить сувениры и продавать».
Для одних - место паломничества, для других - груда металлолома. Пока решается участь «Авроры» на Неве, судьба аутентичного крейсера в Лужской Губе уже известна. Ржавый остов на дне Балтики военные почему-то решили взять под охрану.
86%
1.90 107.43
1.35