Федеральная Антимонопольная служба решила бороться с коррупцией в этой сфере и поставила всех в общую очередь. До сих пор любой вопрос можно было решить за отдельную плату, пусть и неофициально. Теперь по новому закону на кладбище все равны.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Так ли это – выяснял наш корреспондент Виталий Чащухин:
Пока жива-здорова Лариса Федоровна старается почаще бывать на своей могиле, где уже и оградка есть, и памятник при жизни установлен.
Лариса Подрешетникова: «Ой, она ходит на свою могилу!»… Ничего подобного. Могилы как таковой, слава Богу, нет. Я буду жить долго-долго. И долго-долго он будет стоять на пустом месте. А то, что я сделала, я сделала правильно. У меня не будет проблем. Вернее, не у меня, а у тех, кто меня будет хоронить».
Занять себе место она поспешила на одном из самых престижных кладбищ Петербурга. И не где-нибудь на задворках, а на центральной аллее - по соседству с выдающимися музыкантами, политиками и учеными - ныне покойными.
Лариса Подрешетникова: «Конечно, всё бесплатно! Пусть те люди, которые очень переживали, что мне тут все досталось за большие деньги, пусть они успокоятся. Нет, мы получили официально, по документам этот участок земли».
Павел Кодыш, президент Союза похоронных организаций России: «Не могу сказать, что здесь престижно, а там не очень. Хотя кто раньше хоронился вблизи церкви? Издревле, с истории - богатые люди, знатные люди».
Одним взглядом окинув кладбище, он, конечно, может указать, где лежать дороже: серые, а порой даже криминальные схемы выделения земли под захоронения Павел Кодыш изучил по долгу службы. Но за многие годы работы в Союзе Похоронных Организаций - признаёт: порядок на российских погостах так и не удалось навести.
Павел Кодыш, президент Союза похоронных организаций России: «Почему вот здесь сейчас, допустим, мы должны освободить место и захоронить кого-то за большие деньги. Это не под контролем, значит, местного самоуправления или исполнительных органов власти».
Организацию похорон чиновники, и правда, пустили на самотёк. Это сейчас Новосибирск приводят в пример. Выделением мест занимается администратор, заказчик платит в одну - официальную – кассу. А все случаи погребальных вымогательств можно сообщать по телефону «горячей линии». Но еще несколько месяцев назад на кладбищах процветала коррупция: ежемесячная прибавка к доходу директора этого погоста составляла полмиллиона рублей.
За счет мертвых можно неплохо жить. Кажется, только в России принято откладывать деньги на похороны, ведь когда умрешь - нужно всем заплатить. Особенно, если хочешь могилу получше. Хотя, говоря на бюрократическом языке, кладбище - не является объектом гражданско-правовых отношений. То есть землю здесь нельзя выбрать, арендовать и тем более купить. Ежегодно в России умирает 2 миллиона человек. Рынок ритуальных услуг при этом оценивают в 35 миллиардов рублей. Но это без учета теневого оборота, который, по оценке экспертов, достигает 200 миллиардов рублей.
Богатые и знаменитые - запасаются впрок. Певец и музыкант Рома Жуков устроил на элитном московском кладбище всю свою семью - рядом с могилой трагически погибшей дочери.
Роман Жуков певец, музыкант: «Многие удивляются, как нам удалось на Донском кладбище, которое подчиняется чуть ли не лично патриарху, приобрести место. Наверное, это вот наш ребенок творит чудеса. Видимо, Бог помог».
Но высшая сила все же - деньги. После проверок 2500 муниципальных образований Федеральная антимонопольная служба пришла к выводу: штрафовать и сажать поздно, нужно менять закон.
Тимофей Нижегородцев, начальник управления ФАС России: «Обычные граждане сейчас в последнюю очередь могут рассчитывать на приличное место. Их отодвигают в самые дальние уголки, к ним «подзахоранивают» каких-то людей, зачастую убирают тропинки к этим захоронениям. Нет сейчас никаких преград к тому, чтобы богатый человек получил какие-то дополнительные услуги. Просто сейчас он платит эти деньги в виде взяток».
Полномочия муниципальных чиновников перепишут, чтобы не передавали похороны нечистым на руку, а еще - в обновленном законе «О погребении» - появятся «частные кладбища», на которые предлагают держать последний путь всем богачам. За счет этого простым людям должно стать просторнее на общественных погостах. Ведь чем она - обычная петербуженка - хуже какого-нибудь директора, какого-то хлебозавода?
86%
1.90 107.43
1.35