«Золотой век» английского двора переехал на три месяца в музейные палаты московского Кремля
Почти две сотни экспонатов - те, что сами англичане называют национальным достоянием - перекочевали в Россию из хранилищ Великобритании. Королевские украшения эпохи ренессанса, живописные портреты, рыцарские доспехи.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Репортаж корреспондента Пятого канала Алексея Конопко.
Эпоха Тюдоров и Стюартов. Эпоха, которая началась с восхождения Генриха VIII на престол и закончилась восхождением Карла I на эшафот. В московский Кремль с туманного Альбиона привезли то, что называют «золотым веком» английского двора. Но именно золотого наследия после революции осталось совсем не много. Что можно было продать - люди Кромвеля продавали. Остальное отправляли на переплавку. Дожившие до наших дней реликвии на островах теперь охраняет государство.
Это украшение британцы вполне официально называют «национальным сокровищем». Камея даже имеет имя собственное – «Драгоценность Дрейка». Ее хозяин тоже, своего рода, сокровище для английской истории. Именно он уничтожил знаменитую «непобедимую армаду», обогнул на своих кораблях земной шар и пополнил британскую казну на невероятные, по тем временам, сотни тысяч фунтов. Говорят, эту камею пожаловала каперу лично Елизавета I.
Сколько таких драгоценностей сделали за полтора века, можно только догадываться. На портретах знати того времени камней и золотого шитья едва ли не больше, чем обычной ткани. Сейчас таких «национальных сокровищ» в мире всего пять. Интересно, что почти все они изображают одного и того же человека - королеву Елизавету. Именно она ввела своеобразную моду на образ правителя. По легенде все свои портреты государыня экзаменовала лично. Непонравившиеся велела тут же уничтожить, хорошие отсылала подданным, с приказом вывешивать на самом видном месте. С тех самых пор улыбающийся или, наоборот, сосредоточенный, но всегда безупречный вождь - привычный атрибут интерьера едва ли не любого рабочего кабинета.
Елена Гагарина, генеральный директор музеев московского Кремля: «Быть юной и прекрасной - это не только просто приятно для каждой женщины. Но юность - это сила, это энергия это то, что должно исходить от государя для того, чтобы мотивировать подданных на действия, которые способствовали бы процветанию государства».
Их вкусы определили жизнь всей страны. Это при Тюдорах феодалы превратились в придворных, сформировали то, что теперь принято называть высшим светом и научились во всем подражать своему правителю. Это время называют эпохой рыцарства. Знакомый всем образ воина на коне стал популярен во многом из-за любви Генриха VIII к турнирам. В то время мастеров латного дела в Англии просто не было, пришлось приглашать из-за границы. А вслед за прусскими гастарбайтерами пришла и мода. Сегодня личный доспех короля впервые, с личного разрешения королевы, вывезли за пределы Британии.
Ольга Дмитриева, заместитель генерального директора музеев московского Кремля, куратор выставки: «Гринвичские мастера использовали очень активно соединение деталей не металлическими заклепками, а с помощью ремешков, что делало и доспех легче и сочленение деталей. Поэтому вот эти наши представления, что рыцарь в доспехе не может повернуться - они неверные. Они очень подвижны».
А это уже творение доморощенных мастеров. Кинжал со сложнейшим узором сделали по эскизу Ганса Гольбейна младшего, придворного художника Генриха VIII. На ножнах - история о римском политике Аппии Клавдии, который полюбил дочь своего друга центуриона. Но после отказа не совладал с ревностью и оклеветал невинную девушку.
Елена Михайлова, хранитель коллекции, куратор:«Здесь мы видим сцену, как она предстает на этом суде. Читается вот сверху вниз этот сюжет. Но отец закалывает ее на этом суде, чтобы она избежала такой позорной участи» + «Он был назидательным. И приглашал владельца этого великолепного кинжала вынимать его из ножен только во имя праведных дел, во имя справедливости».
Миниатюры Николаса Хилларда, первое издание пьес Шекспира, портреты и предметы интерьера эпохи ренессанса. Всего в столицу привезли почти две сотни экспонатов. Чтобы увидеть все это у гостей будет три месяца. Выставка закроется 27 января. Кстати, многие артефакты «золотого века» можно будет еще и оценить. В одном из залов установят специальный терминал, где каждый сможет выразить свое мнение относительно английского культурного наследия.
86%
1.90 107.43
1.35