С нелепой фигурой без калош и в шляпе набекрень все уже вроде бы смирились. Даже натерли ему нос - по примете на счастье. Теперь вид у Чехова и вовсе нетрезвый.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Репортаж корреспондента Пятого канала Лейла Ахмедова.
Леонтий Усов, скульптор: «Вот мне очень нравится портрет «Вишневый сад». Просил он, старик, не рубить вишневый сад, красоту России, не послушали, вырубили».
В мастерской Леонтия Усова - около тридцати Чеховых. К юбилею писателя он делал большую экспозицию: Антон Павлович с клизмой - ставит обществу диагноз и борется с его пороками, отражение писателя; в дереве изображена даже его смерть. Но вот этот Чехов - самый известный: автор предлагает посмотреть на классика глазами «пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего Каштанки».
Анатолий Чемерис, председатель совета старейшин г. Томска: «Ну какой это памятник? Оскорбление Чехова! Чехов - молодой, красивый мужчина, и его вдруг бомжем нарисовали. Ну нельзя же так. Родные мои! Ну как это так?».
Анатолий Федорович считает, что прозаик выглядит так, как будто сам под градусом: шляпа набекрень, едва держится пенсне, у него непропорционально большие и к тому же босые ноги. Совет старейшин предлагает убрать такого Чехова с набережной, где он простоял восемь лет, на задворки музея. Несмотря на то, что скульптура стала одним из символов города.
С появлением этого памятника в Томске возникли и новые традиции. Например, летом здесь собираются ценители искусства - проводят чеховские пятницы. Суеверные трут Чехову нос или дергают за трость - на удачу. Среди охотников за фортуной особенно много студентов - якобы после соприкосновения с Антоном Павловичем сессию сдавать значительно легче. В сувенирных лавках продают уменьшенную копию скульптуры - статуэтки, магниты, а сфотографироваться с классиком стало долгом каждого туриста.
Поставили бронзовую фигуру именно здесь не случайно: вот в этом ресторане когда-то обедал Чехов - он был здесь проездом по дороге из Санкт-Петербурга на Сахалин. О Томске отозвался нелестно: грязь непролазная (из-за весенней распутицы писатель даже галошу потерял - поэтому и стоит теперь босой), город скучнейший, бесправие азиатское.
Старейшины классика оправдывают - якобы тот был просто не в духе, его измотала дорога и болезнь - по пути на Сахалин Чехов подхватил чахотку. Другие говорят - Томск затаил обиду.
У общественников претензии - не только к Антону Павловичу. Вот, например, беременная - вселяет больше ужас, чем восторг и умиление. Возможно поэтому, местные жители пытаются хоть как-то мрачной скульптуре «поднять настроение» (на видео скульптура в каске и разноцветных лентах). Памятник воину-победителю старейшинам показался одиноким, композицию хорошо бы дополнить. А памятники деревянному рублю и покровительнице студентов Татьяне они посчитали неуместными. Ревизоры еще не добрались до болельщика - тот курит и немного пьян - пора ставить ограничение «восемнадцать плюс». Волка, олицетворяющего счастье, можно уличить в одном из смертных грехов - обжорстве.
Что делать с прославившими Томск памятниками, старейшины обсудят вместе с администрацией города. В отношении Антона Павловича обещают учесть и мнение общественности и тот факт, что чувство юмора у самого классика было точно.