Находка, которой позавидуют самые именитые искусствоведы мира, произошла в Свердловской области. В музее небольшого города Ирбит обнаружена картина Рубенса. То, что пылилось в запаснике как дешёвая копия, оказалось подлинным полотном великого фламандца! "Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой".
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Выяснилось всё случайно. Директор музея узнал подлинник буквально по глазам. Окончательный приговор даст спектральный анализ. А пока искусствоведы недоумевают: что же хранится в Венском музее? Именно там официально "прописаны" Мария и Марфа. О чудесном превращении – репортаж Александра Пугачёва:
Само совершенство, хотя реставраторы свою часть работы ещё не закончили. Картина, которую долгое время считали одной из множества копий, оказалась подлинником. Эксперты установили: «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» принадлежит мастерской фламандского художника Питэра Рубенса.
Виктор Коробов, заведующий лабораторией реставрации станковой живописи Эрмитажа: «Это не копия. Поздравляю вас! Это по визуальным наблюдениям, а дальше слово за исследованиями, за химическими и физика».
36 лет назад руководство Эрмитажа передало "Магдалину" в дар тогда еще только открывшемуся провинциальному музею. Как и еще несколько картин, с которых началась ирбитская коллекция, она находилась в плачевном состоянии. Деньги на полноценную реставрацию удалось отыскать только в этом году.
Антонина Наседкина, реставратор высшей квалификации: «Открылись большие площади потертостей. На платье и на юбке Марии Магдалины. На краях картина тоже очень сильно пострадала. В темные места даже страшно внедряться, и лучше их не раскрывать».
Но первый же очищенный от пыли и мутного лака фрагмент лица Магдалины заставил учащенно биться сердца опытных искусствоведов и коллекционеров.
Валерий Карпов директор ирбитского государственного музея изобразительных искусств: «Я увидел красную опись век, роговицу прозрачную. Вот если есть эта красная опись, блики выполненные белилами, розовый оттенок век и все приемы, которые там присутствуют, если все это есть - это подлинный Рубенс».
После того, как стихли первые овации, замдиректора Эрмитажа Владимир Матвеев поспешил успокоить собравшихся - даже если эксперты подтвердят, что кисть великого мастера семнадцатого века касалась этого полотна, забирать его у ирбитского музея не будут. Посчитали, что лучше один шедевр, но в хороших руках, чем два, но в запаснике.
Владимир Матвеев заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа по выставкам и развитию: «Всегда это были передачи с сожалением, и тут не надо прятаться. Еще Николай I предпринимал акции - продавал что-то из Эрмитажа, потому что считал, что в музее должно быть максимально то, что можно показать, а хранилища, запасники - это лишнее».
Несмотря на все восторженные возгласы по поводу вновь обретенного шедевра Рубенса, окончательные выводы относительно авторства будут сделаны после проведения специальной экспертизы с применением самого современного оборудования. Денег на это у ирбитского музея нет. Для них сейчас главное завершить процесс реставрации, который уже обошелся музею в кругленькую сумму.
86%
1.21 108.87
1.44