Ультиматум Дэвида Кэмерона: Британия хочет больше править Европой или сказать ей "до свидания"
Британский премьер Дэвид Кэмерон сделал заявление, которое сразу стало сенсацией. Страна может выйти из Евросоюза. Говорить политик пытался как можно осторожнее: "если" консерваторы победят на выборах, «если» на последующем референдуме проголосует большинство британцев…
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
То есть перспектива эта пока писана вилами по воде. Но реакция последовала незамедлительная. Французские коллеги, например, пугают: уйти можно, только обратного пути не будет. О причинах и возможных последствиях такого демарша – наш корреспондент Алексей Лазуренко:
Это если и была сенсация, то хорошо подготовленная. Сегодняшнюю речь Дэвид Кэмерон писал долго, откладывал несколько дней. Но источники на Даунинг-стрит не скрывали ее сути: Великобритания может выйти из Евросоюза. Потом. Если захочет.
Дэвид Камерон, премьер-министр Великобритании: «Если граждане Британии дадут Консервативной партии мандат на формирование правительства в 2015 году, и продолжение переговоров по новому соглашению с европейскими партнерами, мы предложим британскому народу референдум с простым вопросом: остаться в ЕС на новых условиях или выйти из союза совсем».
Их чувства всегда разрывали противоречия. Отрезанный от Единой Европы Ла-Маншем, туманный Альбион и в остальном всегда старался обособиться. Фунт стерлингов не уступил место Евро в карманах британцев. Но рынок Старого Света - крупнейший для островной страны. Государства союза заявляют, что единой Европы должно быть больше (новый договор передает права национальных правительств и парламентов Брюсселю). Лондон отдавать власть не собирается. И вот теперь выход без выхода.
Дэвид Камерон, премьер-министр Великобритании: «Я не хочу, чтобы это воспринималось как изоляция Британии от мира. Я лишь хочу более выгодных условий для нашей страны и Евросоюза в целом. Я желаю успеха ЕС и хочу таких отношений между нами, которые помогли бы нам остаться в Союзе».
Только желание это с Кэмероном разделяет все меньше и меньше подданных английской королевы. Финансовая лихорадка европейского юга, то и дело выливающаяся в многотысячные митинги. Франция и Германия, выбрасывающие миллионы Евро, чтобы гасить эти конфликты. Такую политику не каждый эксперт понимает. Чего уж говорить о простых британцах - 42% из них уверены: Великобритании не нужны такие союзники.
Юлий Нисневич, профессор кафедры прикладной политологии Государственного университета - высшей школы экономики: «Еще в 11 году этот вопрос поднимался. Причем, поднимала его часть членов Консервативной партии. Тогда Кэмерон сказал, что с этим спешить не надо. Его, кстати, поддержали лейбористы. Значит ясно, что эта проблема идет внутри Консервативной партии Великобритании».
Эксперты еще добавляют: Кэмерон сейчас как между двух огней. С одной стороны, и отказаться от общения с Брюсселем он не может, а с другой - рейтинги консерваторов заставляют идти на поводу у большинства. Сейчас, по опросам, Лейбористы обгоняют тори. До выборов, правда, еще два года. А Европа уже успела обидеться.
В ультиматуме Кэмерона, правда, слишком много «если». Если Брюссель пойдет на политические уступки Лондону, если новый договор понравится самим британцам. Если консервативная партия победит на выборах, в конце концов. Вот и получается, что хорошо заготовленную сенсацию британского премьера пока не многие воспринимают всерьез. Евросоюз порой подбрасывает и более серьезные поводы переживать за свое будущее.
86%
1.90 107.43
1.35