80 лет отмечает Голливуд советского времени - студия Леннаучфильм создавала фильмы, которые теперь назвали бы блокбастерами. Сегодня смотреть эти кадры скорее забавно, мы избалованы компьютерными спецэффектами, но десятки лет назад фильмы про полёты в космос, встречи с инопланетянами, комбинированные съемки - сами по себе казались чем-то фантастическим.

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »

Наш корреспондент Константин Рожков встретился с людьми, которые не просто использовали, а придумывали спецэффекты.

Расцвет «Леннаучфильма» пришелся на конец 50-ых начало 60-ых, когда интерес ко всему, что связано с Космосом был безграничен. В тот же год, что и полета Гагарина, на экраны страны вышел фильм, который всего за пару недель посмотрели миллионы советских зрителей. Этот был первый советский космический блокбастер.

«Планета бурь» - кино про полет советских космонавтов на Венеру, где они сталкиваются с агрессивными инопланетянами. Фильм имел оглушительный успех. В том числе благодаря уникальным по тем временам спецэффектами, придуманным на ленинградской студии научного кино.

Антон Смирнов, генеральный директор киностудии «Леннаучфильм»: "Основа этой технологии - многократное экспонирование пленки, чтобы можно было путем наложения слоев, получать очень сложное структурное изображение, то сейчас на компьютере делается".

Мы уже привыкли, что благодаря современным спецэффектам можно запросто отправить человека в космос, заставить его сразиться с пришельцами или вовсе превратить в жителя далекой планеты. Для этого всего-то нужно встать на фоне зеленой тряпки, а компьютерная графика дорисует все остальное. Но в те времена все было по-другому. Для каждого сцены приходилось с ноля придумывать новую уникальную технологию.

Чтобы снять извержение вулкана на Венере, режиссер Павел Клушанцев лично стряпал его из муки, теста и красителей. В самых сложных сценах, как например в этой, где космонавт управляет вездеходом, актеров заменяли куклы, их точные копии.

Лариса Кухалева, хранитель музея киностудии «Леннаучфильм» (Леннаучфильм): "Брали куколку, подвешивали на вот эти маленькие тросики и всячески их крутили вертели, и было полное ощущение, что это лицо актера".

В те годы «Леннаучфильм» был мировым лидером в кинотехнологиях. Голливудские продюсеры в 65 году просто скопировали «Планету бурь» и выпустили в прокат под другим названием. Был командир корабля Илья Вершинин.

Помимо фантастики на «Леннаучфильме» всегда снимали документальное кино про науку. Здесь впервые придумали записать на камеру жизненный цикл растений, а потом посмотреть в быстрой перемотке. Благодаря революционной по тем временам технологии макросъемки советский зритель одним из первых увидел, как зарождается жизнь на клеточном уровне.

Задолго до британской студии «BBC» и американской «Discovery» «Леннаучифильм» стал снимать фильмы о дикой природе. Вывез десять шимпанзе на необитаемый клочок суши в проекте «Обезьяний остров». Открыл широкому зрителю фауну одного из самых удаленных уголков планеты в фильме «Командор. Остров медный». А в 82-ом съёмочная группа киностудии поднялась на Эверест в составе первой советской экспедиции, покорившей самую высокую точку планеты.

Антон Смирнов, генеральный директор киностудии «Леннаучфильм»: "Была целая эпоха связанная с авторами, которые снимали фильмы о дикой природе. Они путешествовали на острова, это были фильмы о птицах, об окружающем нас мире. На тот момент это был уникальный материал, давший толчок для множества естественно-научных открытий".

В наши дни студия продолжает работать. Снимаются фильмы о выдающих личностях, уникальных экспедициях и новейших технологиях. Тема освоения чужих планет тоже присутствует. Но если раньше это была лишь научная фантастика, то сегодня вполне документальное кино. Один из последних проектов «Леннаучифильма» - «500 дней, 500 ночей» о подготовке реальной экспедиции на Марс.



Последние новости

13:44
13:31
13:07
12:40
12:19
11:59

Сейчас читают