Не стало Алексея Германа-старшего. Сердце режиссёра перестало биться в петербургской Военно-Медицинской академии. Последние полгода мастер тяжело болел, недуг поразил его после известия о смерти близкого друга, писателя Бориса Стругацкого.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Его путь в кино был крайне непростым. Актёр, попробовал себя в режиссуре, снял картину, которая на долгие годы легла на полку. Многие не любили его педантизм: Герман требовал максимальной точности во всём - в декорациях, в костюмах, в игре актёров. Он снимал мучительно долго и тщательно. Но именно благодаря этому мы можем восхищаться такими полотнами, как "Проверка на дорогах", "Мой друг Иван Лапшин", "Двадцать дней без войны". Последний свой фильм он снимал всю жизнь, но так и не успел закончить.
Режиссерские работы Германа можно пересчитать по пальцам одной руки, но его наследие никто не осмелится назвать скромным. Он срывал студийные расписания - работал по своему плану. И если в кадре должен появится блик - он появится даже если для этого придется ждать неделями.
Об упорстве Германа ходят легенды. Он мог внезапно остановить творческий процесс. И это не каприз - понимали на площадке. Так надо. Потому и получались фильмы - с германовской выдержкой.
Его первая режиссерская затея - фильм «Трудно быть богом» - настоящий кинематографический долгострой. Задуманная в конце 60-х, запущенная в производство в конце 90-х, - эта картина до сих пор в работе. Он боролся за каждый кадр, каждый звук. Без команды - даже капля с потолка не упадет.
«Так теперь не снимают», - сокрушался Алексей Герман. Со своим тяжелым характером и мучительной дотошностью - он мог на годы выпасть из кинематографического сообщества. Тем удивительнее - как молниеносно Герман снял свой первый самостоятельный фильм - едва только сел в режиссерское кресло. Всего за 5 месяцев - несмотря на внушительные декорации и батальные сцены.
У слишком правдивой картины не было шансов дойти до широкого экрана. «Проверку на дорогах» советский зритель увидит только в перестройку. Но режиссер не сдавался. Следующий фильм - снова про войну. И ,наконец, все узнают как работает Герман. «Войти в образ» - это не для него. Если по сценарию герои едут в промерзшем вагоне, то и снимать сцену режиссер будет в лютый мороз.
Обезображенная Гурченко потом всю жизнь будет вздравгивать услышав фамилию Герман. И благодарить - за то, что открыл ее с новой стороны. Советские комединые артисты впервые страдали на съемках и на экране. Он и сам побываал в шкуре артиста. Без капризов и пафоса - соглашался даже на эпизоды.
И даже триумф Германа - вышел неоднозначным. «Хрусталев, машину» - что называется - программная режиссерская работа - поначалу ее не поняли ни зрители, ни критики. Экранная психоделия - потом это назовут эффектом Германа. Оказалось, он экранизирует не сценарии, - видения.
Позже Герман признается - он так и не посмотрел целиком свой последний законченный фильм. Лукавство, скромность или суеверная боязнь мастера - причину уже не узнать.
Работы своего сына - тоже не смотрел.
Алексей Герман-младший первым сообщил о смерти отца. Поблагодарив врачей, поделился соображениями - почему остановилось сердце режиссера.
- Последний раз, когда я его видел в сознании, он диктовал письмо в поддержку киностудии «Ленфильм». Студии, где он проработал всю жизнь и которую удалось спасти во многом и ценой его здоровья. Для меня отец всегда был образцом достоинства, не стяжательства и честности. Он никогда не хотел дорогих машин или роскошных костюмов. Он считал, что в нашей стране интеллигент не должен превращаться в вора и богача. Верил во что-то иное, чем в то, что сейчас стало основным. И конечно, он жертвовал здоровьем ради фильма "Трудно быть богом".
Сын обещает - картина будет закончена. Приступая к съемкам в 99-м Герман понимал - это его последняя работа. Уже сейчас незаконченная картина стала главным памятником режиссеру.
86%
1.90 107.43
1.35