95 лет со дня официального создания службы. Изначально в Петроградской Чрезвычайной комиссии существовало два оперативных отдела: по борьбе с контрреволюцией и по борьбе со спекуляцией. Как считали тогда - это два главных врага советской власти.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Репортаж корреспондента Пятого канала Александра Никитина.
Владимир Егерев сейчас ветеран КГБ. Когда-то его и еще четверых выпускников университета Жданова пригласили на работу в советскую спецслужбу. Наставники - прошли войну и не забыли порядки ещё Петроградского ЧК.
Владимир Егерев, ветеран КГБ: «Вот Иванов Николай Иванович. Я у него учился. Он дважды забрасывался на фронт, дважды оттуда возвращался, был ранен неоднократно».
Первая запись в книге учета Петроградской чрезвычайной комиссии сделана 95 лет назад. Участник одного из съездов был заподозрен в контрреволюционной агитации. Освобожден на следующий день. Создатели и первые руководители ЧК люди принципиальные неподкупные, строгие.
Людмила Михайлова, заведующая отделом «Гороховая, 2»: «Как только становилось известно в петроградской ЧК тот либо другой чекист отпускал спекулянта, Дзержинский немедленно приезжал. И с этим человеком было покончено».
Кожаные куртка, кепка и маузер на боку. Человеку в этой форме не нужны были документы. Сразу видно - товарищ из ЧК. Советский кинематограф точно обозначил фронт борьбы чекистов - иностранные шпионы, белогвардейское движение, спекулянты - когда-то реальная угроза советской власти. Первые чекисты неопытны и горячи.
Чтобы понять, какое место чекисты занимали в жизни Петрограда, а потом и Ленинграда, достаточно вспомнить топОнимы того времени. Дворцовая площадь около 20 лет носила имя Моисея Урицкого - первого руководителя Петроградской ЧК. А гороховая после революции стала Комиссаровской, а затем Дзержинского. В нескольких зданиях по обе стороны дороги, чекисты жили, работали и учились. Пока строился большой дом на Литейном.
Такое название здание управления КГБ, в Петербурге получило после популярной шутки, мол дом такой большой, что из подвала Колыму видать. Владимиру Егереву в комнате памяти есть что рассказать и чем гордиться. Участвовал в задержании контрабандистов. Художественных ценностей, которые собирались вывезти из союза хватило бы на музей.
Владимир Егерев, ветеран КГБ: «Хочешь посмотреть Третьяковку - зайди в такой-то кабинет. А Третьяковская галерея это у нас начальник службы был Третьяков. Поэтому так и говорили. Водили сюда и секретарей обкома показывать и начальников.
Предотвратил захват самолета. Изобличил конструктора секретной подлодки. Минисубмарина из титана создавалась для контроля за вероятным противником. Ее чертежи едва не ушли за границу.
Владимир Егерев, ветеран КГБ: «Это принесло бы вред нам, когда таких не было объектов ни у американцев, ни у англичан, ни у кого. И они не должны были знать, что мы туда едем к берегам, чтобы подсоединяться к их кабелям, чтобы снимать всю информацию».
В разговоре он часто и с удовольствием называет себя чекистом. Профессионалом, работа которого в том, чтобы невидимая населению угроза не стала реальной для целой страны.
85%
1.30 105.95
2.65