«Мы ни о чем не жалеем, мы все сделали правильно, и если бы сейчас необходимо было принять это решение - мы бы снова послали войска в Ирак». 10 лет прошло, с тех пор, но бывшие руководители американской администрации до сих пор считают, что сделали в 2003-м году все правильно.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Эксперты оценивают те события иначе. Это была одна из самых грубых ошибок с точки зрения стратегического планирования, цена которой - многотысячные жертвы, разрушенная страна и тот хаос, который сейчас царит на Ближнем Востоке. Все это последствия операции «Иракская свобода».
Пол Вулфовиц, бывший заместитель министра обороны, единственный человек из команды Джорджа Буша младшего, который комментирует события 10 летней давности. Тема непопулярной войны в Ираке для бывших и действующих американских политиков - настоящее табу.
Даже нынешний президент Барак Обама, который на этой неделе разъезжал по Ближнему Востоку, ни разу не вспомнил о памятной дате. Официальная позиция Пентагона, сложившаяся за эти годы, больше похожа на ребус, который невозможно разгадать - мы ошиблись, но мы не могли поступить иначе. Если бы мы ничего не сделали, у Саддама уже было бы ядерное оружие, а Ирак не был бы ограничен международными санкциями. У Ливии, скорее всего тоже было бы ядерное оружие, и у Ирана, который и так уже на пороге его создания. То есть вместо одной проблемы, у нас было бы три проблемы.
Оружие массового уничтожения в руках Саддама, главный миф, которым даже спустя годы продолжают прикрываться авторы операции «Иракская свобода». Накануне вторжения была предпринята беспримерная информационная атака. Ведущие американские политики на весь мир заявляли - у Хуссейна тонны химического и бактериологического оружия, он убьёт всех.
Потом журналисты подсчитали - за два года перед вторжением американские политики в официальных выступлениях соврали 935 раз, обвиняя Саддама в производстве отравляющих веществ и сговоре с Усамой Бен Ладеном. Попытки самого Хуссейна оправдаться не могли остановить военную машину. Америка, наплевав на международные законы, начала войну на земле и в телеэфире.
Это была самая телевизионная война в истории человечества. Каждый шаг коалиционных войск сопровождался репортажами. В прямом эфире показывали как бомбят Багдад, как свергают статую Саддама Хуссейна. Возвращение домой солдат - превращали в телешоу.
За кадром оставалась кровь невинных жертв (а за десять лет по самым скромным подсчетам погибло до 200 000 мирных жителей) и преступления американских военных - эти кадры расстрела в Багдаде с вертолета безоружных граждан были обнародованы сайтом Викиликс, благодаря сержанту Брэдли Мэннингу, служившему в Ираке. Сейчас его судят как предателя. Хотя он всего лишь показал правду.
Иракская армия, четвертая по численности в мире, оказалась безнадежно отставшей и бессильной против сверхточного оружия коалиции и предательства. Через месяц после вторжения был взят Багдад, еще через полгода всесильного Саддама вытащили из погреба сельского дома, неподалеку от его родного города Тикрит. Дорвавшиеся до власти бывшие оппозиционеры, как это часто бывает начали вершить суд, скорый и беспощадный. Так началось строительство демократии в Ираке.
Бывшему послу Ирака из России домой дорога заказана. Работал на Саддама, значит - уже виновен. Принесенная на штыках «иракская свобода» обернулась анархией. И это главный итог оккупации. Говорили, что Саддам помогал Аль-Каиде, напротив, при нём террористических групп в Ираке не было, зато сейчас - что ни день в стране звучат взрывы. Сначала охотились на иностранцев, сейчас уже идёт война все против всех. А страна превратилась в рассадник терроризма.
Были и две попытки втянуть Россию в Иракский котёл. Первая в 2006-м, когда одна из террористических группировок захватила четвертых наших дипломатов, их затем казнили. Второй случай уже в 2012 году, когда группу мототуристов попытались обвинить в шпионаже. Освободить россиян тогда получилось только после переговоров на самом верху.
Ирак оказался первой пешкой в большой ближневосточной игре, которая не закончена до сих пор. А пешками принято жертвовать. В своё время доктор Назим бежал от режима Саддама. Хотел вернуться в освобождённую от диктатора страну, но там анархия и руины. За 10 лет оккупации Ирак оказался отброшен на 100 лет назад - разрушены водопроводы, электросети, канализация. 40 процентов граждан - за чертой бедности.
Разделяй и властвуй, классическая схема, которая безотказно действует не одну сотню лет. Многие эксперты уверены, что Ираку уготована участь Югославии - страну раздробят, скорее всего на три части. Митинги курдов предвещают скорые изменения на политической карте Ирака.
Вслед за Ираком в хаос погрузился весь ближний восток и север Африки. Светские режимы сменяются шариатскими демократиями. Где то, как в Египте, все сделали руками местных оппозиционеров. Где-то, как в Ливии не обошлось без прямого иностранного вмешательства. На очереди Сирия, далее Иран. 10 летняя ближневосточная игра зашла слишком далеко, и уже идёт не по правилам тех, кто её затевал. Посеяв ветер, пожнёшь бурю. Или ради этого всё и затевалось?
85%
-1.08 106.54
-1.42