Российская сенсация - на Урале обнаружили пропавший еще год назад АН-2. Оказывается, самолет разбился под Серовом, всего в 8 километрах от места взлета. И вроде искали его там. Но, то ли места такие - вот так видно кукурузник, а под другим углом и не заметишь, - то ли никто и не искал толком.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Спасибо, охотники наткнулись случайно. Очевидно, таинственность истории так повлияла на местные власти, что они решили выплатить семьям погибших компенсацию. За что? За особый героизм при самовольном полёте? Разбирался наш корреспондент Александр Пугачев:
Обломки крыльев и хвостового оперения, обгоревшего до лонжеронов. Фюзеляж полностью разрушен. Двигатель пробурил торф на метр. Место крушения обнаружили совершенно случайно, спустя полгода после окончания поисковой операции, всего в восьми километрах от места взлёта. Катасьминские болота - гиблое место, сюда даже опытные охотники и егеря стараются лишний раз не заходить.
Найти место крушения в глухом заболоченном лесу серовским охотникам Сергею Скрябину и Александру Кузнецову помогло то, что грунт в этих местах еще не полностью оттаял после зимы, уже через месяц болото поднимется и добраться сюда будет невозможно. Кроме того, обломки самолета лежат довольно компактно и поисковые группы попросту не смогли разглядеть их в густом подлеске.
С воздуха увидеть пропавший без вести АН-2 было практически невозможно - взрыв уничтожил его полностью. Судя по расположению тел, от которых остались лишь кости, черепа и золотые украшения, он вонзился в землю под прямым углом. Обломки скрыла уральская тайга.
Александр Левченко, начальник линейно-эксплуатационной службы, участник операции по эвакуации обломков упавшего самолета: «Если отойдете метров на 20, пройдете и не заметите, что обломки лежат. Поэтому достаточно сложно было его обнаружить. К тому же, обычно, когда падает воздушное судно, какая-то просека остается. А тут он спикировал вертикально. Радиус поэтому небольшой. Лес фактически нетронутый стоит, пара стволов только повалена и все».
Этот АН-2 прозвали «самолётом-призраком», потому как растворился он в уральских просторах, словно в Бермудском треугольнике. Почти сразу следствию удалось установить: пилот Хатип Кашапов был отправлен в Серов, чтобы следить за пожарной ситуацией в местных лесах. Но вместо этого зашибал шальные рубли на частном извозе - устраивал небесные развлечения для подгулявших серовских компаний.
Сторожевой пес Мухтар - наверное, единственный живой свидетель злосчастного взлета. С таким же усердием он, видимо, облаивал подвыпивших незнакомцев, поднявшихся тогда на борт Ан-2. Псу, скорее всего, было всё равно, что среди пассажиров были начальник Серовского ГИБДД и один из его подчинённых, а также несколько их общих знакомых и родственников. 13-м путешественником стал сторож аэропорта города Серов Юрий Соболев.
Пять месяцев спасатели, полиция и многочисленные добровольцы прочёсывали просторы уральского края. Говорят, обследовали порядка трёхсот тысяч квадратных километров. Точной информации, куда направился самолёт-призрак, не было. Поэтому сначала искали в направлении посёлка Павда, куда по слухам, пропавшие улетели в баню. Потом в горах Конжаковский камень и затем, у перевала Дятлова - решили, что вояж на закате был задуман пьяной компанией ради красивых видов.
Андрей Альшевских, депутат Законодательного собрания Свердловской области: «Потратили более 31 миллиона рублей, искали на огромной территории, а он оказался в 8 километрах от Серова, вопросы возникают к тому, как вообще была организована эта операция».
Поискам мешали разного рода добровольные «помощники». Например, некий блоггер Валентин из Нижнего Тагила просто измучил следствие дезинформацией. Несколько раз он сообщал о полученных радиосигналах.
В результате на поиски был потрачен почти миллион долларов. Ведь каждую подобную ложь приходилось проверять - спасатели вновь и вновь углублялись в тайгу, в воздух поднимались вертолёты и самолёты, волонтёры прочёсывали заданные квадраты. Потом наступили морозы, и поиски пришлось приостановить. Родственники, которым, конечно, всё это время было больнее всех, обвиняли поисковиков в нежелании работать.
Александр Бегленко, родственник погибших в крушении Ан-2 Максима и Оксаны Маевских: «Отметить на бумаге красным, что квадрат этот пройден, проще простого. Я так тоже могу. У меня своя карта есть. Бумага все стерпит».
Чтобы подобраться к месту крушения, пришлось прокладывать тяжелой техникой лежневку - расчищать путь, валить деревья. Последние фрагменты АН-2 в куске промерзшего торфа вывезли из леса на тягачах. Дальше работа экспертов МАК и Росавиации. На специальной площадке обломки сложат, чтобы определить техническое состояние АН-2 до полёта. На месте катастрофы специалисты уже нашли массу интересного.
Владимир Кулаков, первый заместитель руководителя Уральского СУ на транспорте: «Фрагменты бытовой техники частично изъяты, по ним тоже будет проводиться экспертиза. Будут их изучать на предмет получения из них какой-то информации, если это возможно, мы получим. Технические возможности для этого у нас есть».
Но на этом невероятная история «самолёта-призрака» не заканчивается. После обнаружения АН-2 и останков пропавших, губернатор Свердловской области объявил, что собирается выплатить семьям погибших в этой авиакатастрофе по полмиллиона рублей из резервного фонда региона. Общество в результате, раскололось надвое - за и против. Одни считают - компенсация заслуженная. Ведь пассажиры злополучного АН-2 не могли знать, что командир Кашапов не справится с управлением и убьёт всех, кто был на борту.
Татьяна Шарафиева главный редактор серовской газеты «Глобус»: «Мне кажется, нужно создать благотворительный фонд для подобных случаев, Потому что те, кто остался без своих близких, они не виноваты. И хотя бы так мы могли бы их поддержать, и в том числе материально. Жизнь здесь, на севере области не дешевая, а зарплаты небольшие. Семьи остались без кормильцев».
Однако большинство свердловчан платить за чужое разгильдяйство не желают - ведь те, кто в тот вечер садился на борт «самолёта-призрака», были людьми взрослыми, а значит, сложно предположить, что они не понимали - полёт никем не санкционирован, а, следовательно, незаконен. По сути, они угоняли служебный авиатранспорт, что само по себе, карается по закону. Да и состояние пилота должно было внушить тревогу. Но, очевидно, 11 июня погибшие начали отмечать День России…
Андрей Альшевских, депутат Законодательного собрания Свердловской области: «Те компенсации, которые планирует губернатор выплатить, вызывают очень много вопросов по одной причине - получается, что у нас среди равных, есть более равные. Если говорят, что случилась трагедия, погибли люди и надо компенсировать, возникает вопрос почему за счет бюджета. Почему, предположим, в тех же самых ДТП, где у нас ежедневно гибнут люди, мы из бюджета не компенсируем, там тоже трагедия, тоже гибнут люди».
На этой неделе, в Казани началось рассмотрение дела о крушении теплохода «Булгария». В той трагедии погибло 122 человека, которые даже не подозревали, что платят за билет на тот свет. Вина хозяев судна и экипажа в целом уже доказана. Семьям погибших обещали выплатить по миллиону, и по четыреста тысяч тем, кто получил тяжёлые травмы. Почти столько же, сколько родственникам погибших в катастрофе АН-2…
Дарья Андропова, организатор пикета: «Я считаю, что нужно помочь родственникам жертв с похоронами, но выплачивать такие суммы нецелесообразно».
Впрочем, загадка «самолёта-призрака» наверняка ещё долгое время будет будоражить воображение. Говорить о завершении истории, мягко говоря, рано. Например, по последним данным, в обломках АН-2 были найдены мужские наручные часы. Стрелки остановились на 22 часах и 11 минутах. Вопрос: какого дня, и при каких обстоятельствах?
86%
1.90 107.43
1.35