В 2008-м году грузинские войска вторглись в регион. По Цхинвалу и базе российских миротворцев был нанесен ракетно-артиллерийский удар.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Репортаж корреспондента Пятого канала Инны Чукиной.
Стрекотание швейной машинки здесь воспринимают не как назойливый технический звук, а как звук новой жизни. Спустя пять лет после окончания войны в Цхинвале к открытию готовится швейная фабрика - первое предприятие в Южной Осетии, созданное на частные иностранные инвестиции. Планы на новенькие японские машинки огромные - до миллиона комплектов спецодежды в год, а будущим швеям устроили настоящий кастинг.
Раньше сюда в реку Малая Лиахва из Каспия поднимался осётр, но когда Грузия поставила водозаборы о такой ценной рыбе пришлось забыть. Пока энтузиасты не решили создать целую ферму. Сейчас благодаря им в этом пруду больше 400 голов русского осетра.
Богатством пруда хвастаются с удовольствием. Кроме осетра есть ещё и белуга, но все эти рыбы на вес золота, от них ждут потомство, которое потом и станет прибылью.
емья Рената Кабулова, хозяина фермы, больше 100 лет жила здесь в тогда ещё мирном селе Сацхенети. Отца грузины пытали и убили еще в 89-м, брат и тесть Рената погибли в августе 2008-го. Возвращаться сюда на руины было тяжело и морально, и физически. Но сейчас у Кабуловых огромные планы: рыбное хозяйство, животноводческая ферма и даже школа верховой езды. Возродить родное село для Рената теперь - смысл жизни.
Большинство похожих сёл, где раньше жили грузины сейчас стоят пустые и разрушенные. Осетины говорят, в 2008 выгоняли всех тех, кто аплодировал входу войск Саакашвили и с огромной обидой вспоминают, что никто не позвонил в Цхинвал и не предупредил спящих жителей о наступлении. Но это в Цхинвальском районе, в Ленингорском, который ближе к Тбилиси до сих пор половина жителей этнические грузины.
В этой семье вот уже 53 года разговаривают в основном на одном языке - грузинском. Осетинка Тамара Козаева признаётся, с тех пор как вышла замуж за тбилисца Валико родной осетинский почти забыла. Когда поженились, обе семьи приняли невестку и зятя хорошо и по сей день шутят, конфликты бывают только на бытовой почве, чтобы чачи много не варил, а вот национальных разногласий за семейную жизнь не было. Когда соседи уезжали в Грузию, муж не побоялся остаться, теперь уже ни о каком переезде и речи не идёт.
Пожилая пара надеется, что со временем из Грузии вернётся и дочка, вышедшая замуж как и мама за тбилисца. Спустя пять лет мысли о возвращении в Осетию по ту сторону границы возникают всё чаще.
Заведующая Ия Алборова до сих пор хочет верить, что снаряд попал случайно, ведь издалека было видно, что это детский сад. После удара грузинских танков здание и двор восстанавливали несколько лет. Обид здесь стараются не держать и жить дальше, из ста сорока детей треть грузины. Воспитатели говорят, что ровесники мирной жизни 5-летние мальчишки даже не играют в «войнушки» и о военной карьере не мечтают.
От пятидневной войны Южная Осетия оправляется уже 5 год. Кто-то скажет восстановлено слишком мало, строят слишком медленно. Но здесь в когда-то разрушенном до основания Цхинвале фраза «возрождение из пепла» не красивая метафор.
86%
1.90 107.43
1.35