Удара по Дамаску ждали уже в ночь с пятницы на субботу. Ждут сейчас. Война буквально висит в воздухе. Время будто сжимается. Счет идет на часы. Ход всех событий ускорился.
Перейти в Дзен
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Есть новость? Присылайте »
Так, только на этой неделе дважды собирается Совет безопасности. Для обсуждения военного вмешательства из отпуска досрочно вызваны депутаты британской Палаты Общин. Конгресс США требует доклада от руководства Госдепа. Австрия объявляет о закрытии воздушного пространства для авиации НАТО. В Израиле раздают противогазы. Франсуа Олланд рвется в бой. Италия и Германия занимают выжидательную позицию. А ведь будущей войне уже и название есть: бесконтактная. Мирные граждане не в счет, потому что удар по Дамаску - акт гуманизма. Вот, президент Обама «выразил глубокую обеспокоенность тем, что правительство прибегает к насилию, нарушает все международные нормы и противоречит всем стандартам человеколюбия»… Впрочем, я вас обманула - это цитата не о Сирии - она от февраля 2011 года, накануне операции в Ливии. Как говорится, найдите разницу.
Вообще, есть какое-то ощущение дежавю. Уже не раз за последние 10 лет мы слышали эти слова о свободе и демократии. А потом видели, как на глазах очередная страна становилась свободной, а главное - счастливой.
Спустя месяц после теракта в Нью-Йорке, 7 октября 2001 года американцы и англичане вторглись в Афганистан. Цели операции "Несокрушимая свобода"- свержение режима талибов, уничтожение «Аль-Каиды», и устранение Усамы бен Ладена. Итог почти двенадцати летней оккупации - прогрессирующий хаос. Большую часть страны не контролируют ни афганские власти, ни оккупанты. Убито две с половиной тысячи солдат НАТО, и почти сорок тысяч мирных жителей. Цифры условные - ибо, об истинном положении дел американцы информации не дают. Зато точно известно, что производство афганского опиума-сырца за это время выросло в 40 раз - до десяти тысяч тонн в год. И если бы не российские войска на афгано-таджикской границе, этого вполне бы хватило чтобы утопить в героине всю Европу.
Хуссейн, безусловно, не был ангелом, но Ирак жил, даже несмотря на жёсткие международные санкции. В 2003 всё это рухнуло. Без каких-либо санкций ООН Соединённые Штаты начали операцию «Иракская свобода». Формальный повод - ложные донесения американской разведки о том, что Хуссейн владеет оружием массового поражения. Хотя, всем было ясно, главная цель агрессора - иракская нефть. Ирак погрузился в разруху. Экономики, кроме иностранной нефтяной, не существует. Война - и гражданская, и партизанская - не прекращается ни на минуту. Ежедневно в терактах гибнут десятки, иногда сотни человек. Только с начала этого года - четыре тысячи погибших, десять тысяч раненых. А за все десять лет оккупации, как уверяют независимые эксперты - 150 тысяч погибших.
Народная Ливийская Арабская Джамахирия была процветающим государством Северной Африки. Свою свободу и демократию американцы решили доставить в Ливию чужими руками. В феврале 2011 года, давно прикормленные ими боевики Аль-Каиды, на волне так называемой «арабской весны» захлестнувшей Египет и Тунис, поднимают бунт в ливийской провинции Бенгази, требуя отставки Муамара Каддафи. Начинается гражданская война. А всего месяц спустя Совбез ООН, под давлением американцев, принимает резолюцию, которая устанавливает над Ливией бесполётную зону. Это оказалось равносильно прямому вторжению. Несколько месяцев силы НАТО наносили по стратегическим объектам и войскам Джамахирии авиационные и ракетные удары. Это решило исход битвы на земле. С тех пор Ливии как государства фактически не существует - раскололась на несколько самостоятельных провинций. Ежедневные вылазки партизан, межплеменные разборки, стычки Национальной армии с бандами... Столкновения, в основном вокруг нефтяных заводов, портов и месторождений, за контроль над ними. Жертвы здесь уже никто не считает - счёт идёт на десятки тысяч. Забавно на этом фоне смотрятся сообщения мировых агентств о том, что цены на нефть снизились благодаря возобновлению ливийских поставок.
Чтобы понять истинные масштабы демократизации по-американски, достаточно взглянуть на карту Ближнего Востока и Африки. Арабская весна началась в декабре 2010 года. За это время произошли перевороты в Тунисе, Египте и Йемене. Гражданские войны в Ливии и Сирии; восстания в Бахрейне и Турции. Легче перечислить страны, в которых всё спокойно. Но что сегодня важно: США заверяют, что у них нет намерений свергать Асада. Надо ли думать, что его минует такая судьба?
С нами на связи собственный корреспондент газеты «Известия» Юрий Мацарский, чье интервью с президентом Башаром Асадом на этой неделе цитировали почти все мировые агентства: (см. видео)
***
Но, как мы знаем, на данный момент британский парламент не дал Девиду Камэрону согласие на участие страны в «гуманитарной интервенции», и президент Обама теперь в одиночестве ищет союзников - соучастников для начала войны. К тому же, эксперты полагают, что истинной целью ракетных ударов будет совсем не Сирия. Это способ, во-первых, давления на Иран - ключевого союзника Сирии, а во-вторых, попытка принизить международный статус России. Конечно, Сирия не самое миролюбивое государство в мире. И в ХХ веке она тоже не раз и воевала, и свергала, и провоцировала. Но. Трогать Сирию сейчас может либо самоубийца, либо тот, кто сидит от нее очень далеко: здесь и друзья, и враги рядом - Турция. Иран, Израиль, Египет... А значит, взорваться войнами может весь регион.
Евгений Сатановский президент Института Ближнего Востока: «Это будет потерянное государство. Резня будет колоссальная, геноцид христиан и шиитских групп, начиная с салафитов, практически предопределён. Можно полагать, что сегодня запад работает в интересах Эр-Рияда, Дохи и Анкары, хвост вертит собакой. Весьма печально, но это факт. Однако, для принца Бандар Бин Султана, для семьи катарских эмиров, для Реджепа Тайип Эрдоган а, свержения Асада это уже принципиальный вопрос. В том числе это вопрос экономический, личных отношений. В связи с тем, что исламисты начали терпеть поражение, как сегодня в Египте. И их основные спонсоры. И братьев мусульман, как Катар и салахитов, как Турция. Либо должны добить Асада, либо цепная реакция может прокатиться дальше по Тунису, по Ливии, а не исключено, рикошетом ударить и по ним».
Читайте также
86%
1.90 107.43
1.35